МОУ «Кинделинская средняя общеобразовательная школа» Проект «Создание школьного дендрария». Руководитель проекта: учитель биологии I категории Воробжанская Юлия Алексеевна Участники проекта: Черненко Владислав., Маратканов Александр.
Надо знать жизнь природы, чтобы уметь переделывать ее по-своему распоряжаться жизнью растений и животных. В. Бианки
Актуальность проекта Одной из глобальных проблем человечества является экологическая проблема. Генеральной ассамблеей ООН 2011 год объявлен «Международным годом лесов». "В Оренбургской области часть степи постепенно превращается в пустыню. В регионе также много предприятий с вредным производством, поэтому экологическая обстановка в отдельных районах очень сложная. Высаженные деревья должны стать зеленым щитом вокруг предприятий с вредным производством, вдоль дорог, противостоять появлению пустыни". Губернатором Оренбургской области Ю.А Бергом в 2011 г. объявлена областная акция «Посадим миллион деревьев». И одним из приоритетных направлений школы является эколого-биологическое. На базе школы проводятся форумы, районные семинары. Школа создала базу, позволяющую стать ей социокультурным центром села и хочется, чтобы двор был привлекательным, зеленым, радовал глаз любого заходящего в него и проходящего мимо. Есть много способов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детей школьные дендрарии.
Цели: 1. Озеленение социально-значимых объектов села и их территорий. 2. Формирование у населения, детей и подростков чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины». Задачи: 1. Привлечение внимания детей к актуальным экологическим проблемам и к практической природоохранной деятельности. Формирование экологической культуры населения. 2. Поддержка социального партнерства с ГУ «Ташлинское лесничество» и администрацией села при проведении природоохранных мероприятий.
Матрица проекта 1. Название проекта:« Создание школьного дендрария». 2. Тематическое поле: Включение в образовательный процесс элементов научного поиска. Применение коммуникативных навыков для участия в проектах. Расширение кругозора, способствующего профессиональному самоопределению и развитию личностных качеств. 3. Тип проекта: Исследовательский по виду деятельности, информационный по виду результата. 4. Учебные предметы, содержания которых включено в проект: - Биология – основной учебный предмет. - Валеология; Математика; Русский язык; Информатика ;Черчение; Рисование 5. Непредметная информация - Область человеческих знаний – необходимая информация. - Психология – правила общения с людьми. - Дизайн – эстетическое оформление работ
Цель проекта для учителя Цель работы над проектом для учащихся Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины. Формирование коммуникативных компетенций. Задачи работы над проектом для учителя Задачи работы над проектом для учащихся Благоустройство территории школы. Создание благоприятных условий для проведения уроков, мероприятий в урочное и внеурочное время. Развитие интереса к наукам естественного профиля к опытнической и исследовательской деятельности. Ознакомление и изучение разнообразия древесно- кустарниковых пород Оренбургской области. Изучение состояния окружающей среды своей местности. Описание продукта, полученного в результате выполнения проекта Описание результата работы учащихся над проектом
Этапы работы: 1.«Мы планируем». 2.«Мы исследуем». 3.«Мы действуем». 4.Заключение.
Мы планируем: Решение проблемы мы начали со сбора и анализа информации о дендрарии. В первую очередь мы выяснили, что такое дендрарий. «Дендрарий – слово греческое ботанический сад, в котором выращиваются различные деревья и кустарники». Создавая дендрарий, мы хотим, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии и других дисциплин. Древесно-кустарниковые насаждения будут хорошо защищать школьное здание от пыли и ветра, приглушать уличный шум.
Мы исследуем: 1) Мы исследовали почву на участке, особенности отдельных пород растений. 2)Мы изучили нормативно-правовую базу, относящуюся к этой проблеме- статьи 29 Конвенции о правах ребенка и 58 Конституции РФ, Устав школы, ознакомились с планом пришкольной территории. 3). Мы изучили в Интернете материал о школьных дендрариях в других регионах России, с какой целью они заложены и как используются учителями и школьниками.
Среди обучающихся школы провели опрос. Был задан вопрос: что вы знаете о школьном дендрарии? Было опрошено 82 ученика. Основная часть ребят ответили, что в дендрарии: много разных деревьев-21 % ничего не знают о дендрарии- 12% красивый- 11% дендрарий – это школьный сад – 9% было бы хорошо если бы он был в нашей школе-47% Итоги опроса показали, что почти половина учащихся нашей школы хотят принять участие в создании дендрария на территории нашей школы.Таким образом мы пришли к выводу, что занялись решением нужной для школьников и поэтому актуальной проблемы.
Мы действуем: Для оформления пришкольной территории мы планируем посадить саженцы:ивы плакучей,барбариса,тополя пирамидального, ели,сосны обыкновенной,лиственницы, рябины, с таким расчетом, чтобы наш дендрарий был вечно зеленым.
Ива плакучая
Барбарис
Тополь пирамидальный
Ель
Сосна обыкновенная
Ли́ственница
Рябина
договор Заявка на посадочный материал для посадки дендрария на территории МОУ « Кинделинская СОШ ». 1. Барбарис -100 шт. 2. Тополь пирамидальный – 15 шт. 3. Ива плакучая – 10 шт. 4. Ель – 20 шт. 5. Сосна – 10 шт. 6. Лиственница – 15 шт. 7. Рябина – 10 шт.
Смета расходов: Название породыколичествостоимость Барбарис 100 шт.15 руб=1500 Тополь пирамидальный 15 шт.60 руб =900 Ива плакучая 10 шт.60 руб =600 Ель 20 шт.100 руб=2000 Сосна 10 шт.15 руб =150 Лиственница 15 шт.60 руб =900 Рябина 10 шт.60 руб =600 Общая стоимость проекта: 6650 рублей
Заключение: С каждым годом мы планируем увеличивать количество видов деревьев и кустарников. Посадка новых насаждений, сохранение, уход, содержание дендрария в соответствующем виде требуют постоянных усилий со стороны учеников, учителей, администрации школы и спонсоров. Школьный дендрарий должен стать местом проведения наблюдений, где учащиеся могут выполнять практические работы, в результате которых приобретут целый комплекс практических умений и навыков по возделыванию растений, постановки опытов, проведению наблюдений и исследований.
Литература: 1. Будкова Л.А. редакция «Социальное проектирование – шаг к гражданскому обществу». Томск, ОГУ РЦРО, Дмитренко Г.В. и другие «Система гражданского образования школьников». «Глобус», Москва, Нейштадт М.И. «Определитель растений». Министерство Просвещения РСФСР, Москва, Прутченков А.С. «Шаг за шагом. Технология подготовки и реализации социального проекта». ЮКОС, Москва, Сайты Internet htm