Научно-исследовательская деятельность школьников: тематические и содержательные аспекты И.А. Солодилова, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета филологии
Цели научно-исследовательской деятельности: - привлечение обучающихся к творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности в различных областях знаний, - раскрытие интересов и склонностей учащихся, - профессиональная ориентация, - формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к дискуссии и свободному обмену мнениями
Ошибки: – замена исследовательской работы рефератом, то есть обзором различных научных работ, – замена исследования работой компилятивного характера, то есть соединением в одно целое отрезков из разных научных текстов, – заведомо невыполнимая цель исследования, – отсутствие законченности в работе
I этап - выбор объектной области исследования - сферы науки, в которой находится объект исследования : фразеология, семантика/ прагматика заимствований, языковая образность, социолект, поэтика текста
II этап - определение объекта и предмета исследования Объект исследования – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело, то, что непосредственно подвергается исследованию
ФЕ / Пословицы английского языка с анималистическим компонентом Зоонимы (Фитонимы) во фразеологии английского языка ФЕ английского языка, характеризующие человека (женщину, мужчину) ФЕ английского языка, основанные на древних обычаях / на исторических событиях
Компаративные ФЕ, характеризующие человека Субстантивные ФЕ эмоционально- оценочного характера Модифицированные ФЕ английского языка
Предмет исследования это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект.
Объект – ФЕ английского и русского языков с анималистическим компонентом Предмет – национально-культурные особенности семантики / Оценочный компонент семантики Тема: Национально-культурные особенности семантики фразеологических единиц английского и русского языков с анималистическим компонентом Фразеологические единицы английского и русского языков с анималистическим компонентом: нациноально-культурные особенности семантики
Цель: выявить национально- культурные особенности семантики фразеологических единиц английского и русского языков с анималистическим компонентом
Объект – ФЕ английского языка, характеризующие человека (женщину, мужчину) Какие черты характера обозначают ФЕ и какими способами: с помощью сравнения с животными, растениями, гиперболизации, метафоризации, экспрессивной лексики и т.п.? Предмет – структурно-семантические особенности Тема Цель
Объект – ФЕ английского языка, основанные на древних обычаях / на исторических событиях Что (какие события, обычаи) описывают ФЕ в прямом значении, и каково их актуальное значение? Предмет – семантическая трансформация ФЕ Тема Цель
Объект – модифицированные ФЕ английского языка в текстах рекламы Каким образом произошла модификация и как изменилось значение ФЕ? Предмет – семантические и структурные особенности Тема Цель Материал: рекламные тексты
Социолект молодежный язык лексический состав молодежного сленга английского языка (объект) Предмет – иноязычные заимствования и их семантические и функциональные особенности Тема: иноязычные заимствования в молодежном сленге английского языка: функционально-семантические особенности Материал: молодежные журналы, источники Интернет
Объект – жаргонизмы языка аглийских школьников Из каких сфер пришли в исследуемый язык, каким трансформациям подверглись, какую функцию выполняют – оценки или только номинации? Предмет – этимологические и стилистические особенности жаргонизмов Тема: Этимологические и стилистические особенности жаргонизмов языка английских школьников Жаргонизмы языка английских школьников: этимологический и оценочный аспекты изучения Материал - ?
Объект – номинативные единицы английского языка, обозначающие части лица и тела От какого слова образована данная ЛЕ, что лежит в основе трансформации значения – метафоризация, метонимизация, расширение значения и т.п.? Предмет – этимологические особенности/ этимологический аспект/ способы номинации Тема: Номинативные единицы английского языка, обозначающие части лица и тела: способы номинации Материал: Русско-английский словарь, этимологический словарь английского языка
Объект – междометия в текстах комиксов Предмет – семантика (конкретные значения) междометий Цель исследования – изучение семантики междометий и междометных слов в текстах комиксов
Объект – звукоподражательные частицы в текстах комиксов Какие предметы реальной действительности соотносятся с изучаемыми частицами в звуковом отношении? Предмет – ономасиологический аспект номинации
Объект – концепт ЛЮБОВЬ в романе Л. Толстого «Анна Каренина» Предмет – содержательные и оценочные характеристики концепта ЛЮБОВЬ Тема: содержательные и оценочные характеристики концепта ЛЮБОВЬ в романе Л. Толстого «Анна Каренина»
Сравнительно-сопоставительное описание фразеологизмов немецкого и русского языков
Аббревиации во французском языке Омонимия в немецком языке Политический дискурс
Англо-американизмы в современном немецком (французском) языке
Приметы и суеверия в России и Великобритании/ Франции/Германии Эффективность изучения английского языка в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и на Мальте
Этимологический аспект номинации частей лица и тела во французском языке Объект – номинативные единицы французского языка, обозначающие части лица и тела Предмет – этимологические особенности названных ЛЕ (каким образом образовались данные значения?)
Глава 1 Номинация в языке как процесс и явление 1.1 Сущность процесса номинации, мотив номинации 1.2 Виды и способы номинации в языке 1.3 Этимологическое значение слова Глава 2. Способы номинации частей лица и тела во французском языке 2.1. Метафоризация 2.2. Метонимизация 2.3. Расширение значения
Тема: Экспрессивная номинация частей лица и тела во французском языке Объект исследования – экспрессивные номинативные единицы французского языка, обозначающие части лица и тела Предмет – экспрессивные способы номинации Глава 1. Номинация в языке как процесс и явление 1.1 Сущность процесса номинации, мотив номинации 1.2 Виды и способы номинации в языке 1.3 Экспрессивность в языке: экспрессивная лексика Глава 2. Экспрессивные способы номинации частей лица и тела во французском языке 2.1 Экспрессивные способы номинации частей лица 2.2 Экспрессивные способы номинации частей тела
Удачи!