Автор проекта : ст. воспитатель: Цховребова Р.В., воспитатель: Атаева З.В. МБДОУ Детский сад 34 комбинированного вида г. Владикавказ. Проект «Сохраним мир вокруг себя» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта: - образовательная деятельность, - опытно-экспериментальная деятельность, - игры, развлечения, - наблюдения, - работа с родителями.
Описание проблемы Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм». Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления.
Основная цель проекта: формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Задачи проекта: Расширять познания детей о животном и растительном мире. Заинтересовать явлениями происходящими в природе. Помочь понять взаимосвязь природы и человека и почувствовать ответственность за свои действия в природе. Воспитывать любовь к природе и развивать ее эстетическое восприятие. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Актуальность темы: * «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Экологическое воспитание в ДОУ направлено на привитие любви к Родине через познание окружающего мира. * Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. * Экологические объекты наблюдения играют важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения
Механизм реализации проекта: Самообразование. Изучение научно-методической литературы. Образовательная деятельность и словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы). Экологизация развивающей среды в детском саду. Диагностика детей и анкетирование родителей. Планирование работы с детьми и родителями. Практическая деятельность: выращивание цветов, сбор семян, кормление птиц зимой. Чтение экологических сказок, развлечения, экскурсии; викторины. Консультации специалистов. Экспериментальная деятельность. Создание наглядных пособий: «Экологический стенд» для детей и родителей и фото-уголок наблюдений.
Ожидаемые результаты: У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относится к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Пополнится развивающая среда в группе.
Риски не эффективности проекта и способы их предупреждения 1. Низкое познавательное развитие детей. 2. Низкая заинтересованность родителей. 3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников. 4. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне. 5. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материал 1. Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению. 2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов. 3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому воспитанию дошкольников. 4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Сохраним мир вокруг себя", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми
Список использованной литературы: Список использованной литературы: Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Комарова И.А. «Игра как средство формирования осознанного отношения к природе детей среднего дошкольного возраста» Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства» Рыжова Н. Программа «Наш дом - природа» Хайдурова И.А. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах». Хайдурова И.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду. -,: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, с. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленнико, А.А Филиппен-ко. - Волгоград:Учитель, с. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.-М., педагогическое общество России, с. Кротов В.В. Сказочная педагогика: Отношение к живому. – М.: Издательст-во «Книголюб», – 64 с. Петрова Н.А. Живая душа природы.-Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», с. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, с.