Немецкая литература ХХ века. Первая половина. Спецкурс 10 класс
Общая характеристика Распространение литературы родной стороны (малая родина). Расцвет экспрессионизма (искусство выражения). Георг Гейм. Готфрид Бенн. Послевоенное поколение. Реалистический роман. Э.-М. Ремарк, Б. Брехт, А. Цвейг, Т. Манн.
Томас Манн ( ) Нобелевский лауреат. Семейная хроника «Будденброки» (1901). Биография 4 поколений бюргеров. Создал новый тип новеллы. Главное – внутренний монолог героя. «Смерть в Венеции» (1913). Роман «Волшебная гора» (1924). Швейцарский курорт для больных. Отголоски романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Тетралогия «Иосиф и братья» ( ). «Доктор Фаустус» (1947).
«Доктор Фаустус» Манн приступил к работе над роизведением в 1943 году, закончил его в 1947, а два года спустя вышла «История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа» – втобиографический комментарий, где на основе дневниковых записей автор изложил историю своего романа. «В этот единственный раз я знал, чего я хотел и какую задачу перед собой поставил, – пишет Манн в комментарии и далее чётко определяет: – Я задал себе урок, который был ни больше ни меньше, чем роман моей эпохи в виде истории мучительной и греховной жизни художника». Жанровое своеобразие этого романа определяет параллельный монтаж структур исторического романа, исследующего судьбу Германии в том отрезке, который предшествовал краху гитлеризма, и романа – биографии, истории одного композитора. «Не возлюби!»
Бертольд Брехт ( ) Поэт, драматург, прозаик, публицист, критик, режиссёр Новая театральная теория («эпический театр») Закончил университет (медицинский и философский факультеты) Служил санитаром в военном госпитале Руководитель театра, член Всемирного Совета Мира
Теория «эпического театра» «Трёхгрошовая опера» «Жизнь Галилея» «Мамаша Кураж и её дети» Война удачей переменной Сто лет продержится вполне, Хоть человек обыкновенный Не видит радости в войне: Он жрёт дерьмо, одет он худо, Он палачам своим смешон. Но он надеется на чудо, пока поход не завершен. Эй, христиане, тает лед! Спят мертвецы в могильной мгле. Вставайте, всем пора в поход, Кто жив и дышит на земле! «Войной хочешь ты прожить – за это надобно платить» Теория («Народность и реализм», «Малый органон для театра»). Драматургия нового типа («Ваал», «В джунглях городов»). Главная фигура – простой человек Эффект отстранения. Всё в театре Брехта: поэзия, музыка, заимствованные известные сюжеты из Софокла, Шекспира, Горького, Гашека, перенесение действия в экзотические страны Востока и Азии, отказ от костюмов и привычных декораций, элементы балагана – служило созданию эффекта отстранения. Зонг - это песня балладного типа на злободневную тему, ритмизированный монолог или сольная песня, в которой содержится комментарий к происходящему в спектакле, заостряются выводы.