К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» Либретто Р.Кальцабиджи, Молина
Историю Орфея, легендарного фракийского певца, певшего так, что заслушивались не только люди, животные и волны морские, но даже боги знают почти все. От укуса змеи гибнет жена Орфея Эвридика, и он отправляется за ней в Аид, мрачное подземное царство, где ходят полупрозрачные тени умерших, желающие лишь одного жертвенной крови…
Тронув сердце царицы загробного мира Персефоны своим пением, наш герой получает разрешение вывести тень возлюбленной назад, на Землю. Правда, лишь при одном условии не оглядываться на идущую (или не идущую? но как это узнать, если нельзя даже оглянуться?) следом Эвридику. Это испытание выдержать нелегко и Орфей оглядывается.
Эвридика возвращается в Аид, теперь уже навечно, а Орфей на Землю, но лишь затем, чтобы вскоре присоединиться к жене: согласно наиболее распространённой версии мифа, вакханки убивают его, разгневанные тем, что он отказался воспевать Диониса и не обращал внимания на женщин.
К этому сюжету обращались Цветаева, Брюсов, Блок, Монтеверди, Глюк, Гайдн, Оффенбах, Лист, Стравинский…
Кристоф Виллибальд Глюк ( ) К. В. Глюк - великий немецкий композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии.
Опера «Орфей и Эвридика» (1762) Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Появлению первой реформаторской оперы "Орфей" предшествовал долгий путь - борьба за право стать музыкантом, странствия, освоение различных оперных жанров того времени.
Либретто: Раньеро да Кальцабиджи и де Молина (1762) Действующие лица: Орфей, Эвридика, Амур, Блаженная тень, пастухи, пастушки, фурии… Время действия: мифическая античность. Место действия: Греция и Гадес. Сюжет заимствован из античного мифа.
Музыка «Орфей» справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.
В либретто Раньеро Кальцабиджи античные герои предстают в величавой и трогательной простоте, наделённые чувствами, доступными обычному смертному. В этом выборе сказался протест против ложного пафоса, риторики и вычурности феодально-дворянского искусства.
В 1762 году в Вене великий новатор оперы К.В.Глюк написал оперу «Орфей и Эвридика», превратив пышное и статичное «барокко», принятое в оперном искусстве того времени, в музыкальную драму, где музыка подчёркивает перипетии сценического действия. «Орфей и Эвридика» считается началом новой эпохи и нового стиля в опере.
Пина Бауш Танцопера Композитор К.В.Глюк
Музыкальный блокнот…
Пина (Филиппина) Бауш - Пина (Филиппина) Бауш - немецкая танцовщица и хореограф. Снялась в двух культовых фильмах: у Федерико Феллини в картине «И корабль плывёт…» (1983) сыграла слепую принцессу, которая на ощупь играет в шахматы. И в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002) сыграла саму себя. В 2009 г. собиралась на гастроли в Москву со своим спектаклем «Семь смертных грехов», но скончалась в Германии в июне 2009 г. от рака.
Tanzoper - «танцевальная опера» Пина Бауш осуществила постановку «Орфея и Эвридики» в жанре, придуманном и названном ею Tanzoper - «танцевальная опера» - «танцопера» - жанр, в котором каждому персонажу соответствует два сценических исполнителя оперный и балетный. На сцене два Орфея, две Эвридики, два Амура - для каждого персонажа есть оперный и балетный артисты. Спектакль создан для театра города Вуперталь в 1975 году, восстановлен в Парижской Опере в 2008 г.
гений жеста». Пина Бауш -«гений жеста». Танц-театр и танц-опера – это смешение стилей, танец, превратившийся в театр. Нет обезличенности, артисты показывают свой внутренний мир. Здесь и радость, и грусть, и страсть, и страдание, и смятение, и боль, и надежда. Каждый додумывает сам все, что увидел на сцене. Танец для Бауш – средство самовыражения, тело человека в движении – материал для воплощения образа мышления. Пина говорит нам о том, что тело не только дополнение нас, но и неотъемлемая часть нашего бытия, то, как мы двигаемся – отражение наших потаенных надеж и страхов.
Признание Пина была удостоена множества наград и званий ещё в XX веке, среди них: Орден Искусств и литературы Французской республики (1991), Большой крест со звездой и плечевой лентой «За заслуги перед ФРГ»(1997) и др. Удостоена многочисленных премий и дипломов разных стран мира. В 2006 г. Пина Бауш стала Почётным директором Национальной академии танца Италии. Смерть не помешала Бауш остаться на этом посту навечно, навсегда возглавляя список руководителей Академиив Риме
Музыка + Танец = Жизнь Опера + модерн-балет = шедевр
Цитаты… «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет.» «Есть такие моменты, когда нет слов для выражения своих чувств – тогда нам на помощь приходит танец» Пина Бауш.
Пина всегда знала, как выразить то, что бьёт, пульсирует и рвётся на волю, не признавая немоты, косноязычия, заикания и языковых барьеров. Даже оставаясь великим художником и эстетом, экспериментируя, и синтезируя новые виды и жанры ("танцопера" - как раз её изобретение), Пина Бауш не теряла связи с живым, первобытным, первозданным чувством. И к прояснению пастернаковского вопроса о том, что "тело - только слепок, Богов или боготворимых щепок…", растворившаяся в танце Бауш приблизилась как никто другой.
Смотрим и слушаем… «Орфей и Эвридика» - фильм- спектакль Парижской оперы (Opéra National de Paris) на музыку Глюка в постановке и сценографии Пины Бауш.
Опера идет на немецком, без перевода и субтитров Пина Бауш всегда твердила, что тело красноречивее любых слов.