Цель урока: познакомиться с развитием греческой системы образования, театра и искусства
АФИНСКАЯ ШКОЛА ранних времен древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Они стремились воспитать умного, здорового и сильного человека, в котором нравственные добродетели сочетались бы с красотой тела. До семи лет мальчик из богатой семьи, кроме игр, ничем не занимался. Затем его отдавали в школу. За учебу в школах надо было платить. Прежде всего в школе детей учили читать и писать. В греческом алфавите в отличие от уже существующих появились буквы, обозначающие гласные звуки.. С ранних времен древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Они стремились воспитать умного, здорового и сильного человека, в котором нравственные добродетели сочетались бы с красотой тела. До семи лет мальчик из богатой семьи, кроме игр, ничем не занимался. Затем его отдавали в школу. За учебу в школах надо было платить. Прежде всего в школе детей учили читать и писать. В греческом алфавите в отличие от уже существующих появились буквы, обозначающие гласные звуки.. алфавите Чтобы учиться считать, дети использовали камешки, а также особую доску, на которой были отмечены единицы, десятки, сотни. Чтобы учиться считать, дети использовали камешки, а также особую доску, на которой были отмечены единицы, десятки, сотни. Девочки в школы не ходили. Они обучались на дому. Мать передавала дочерям те знания, которыми владела сама. Девочек учили читать и писать, но главное - вести домашнее хозяйство. Девочки в школы не ходили. Они обучались на дому. Мать передавала дочерям те знания, которыми владела сама. Девочек учили читать и писать, но главное - вести домашнее хозяйство.
ПАЛЕСТРА С двенадцати лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались только спортивными предметами – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Эта школа называлась палестра (от слова пале – борьба). Сцена в палестре. Роспись греческой вазы греческой вазы 530 г. до н. э.
ГИМНАСИЯ К 16 годам обучение в школе заканчивалось. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по- прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии, где перед слушателями выступали известные ученые, читали лекции философы. В Афинах было три гимнасии, где перед слушателями выступали известные ученые, читали лекции философы. Пропилеи гимнасия. Милет.
ПЕДАГОГ Присматривать за ребенком должен был раб-педагог. Ежедневно он водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал ребенка хорошим манерам, учил вести себя в обществе.
СТИЛЬ В Древней Греции так называлась заостренная палочка для письма по воску. Острым концом стиля писали, а тупым - стирали и сглаживали воск. Позже стали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР В каждом греческом полисе ежегодно в честь богов устраивались праздники с шествиями и песнопениями. Одним из самых любимых греками праздников был праздник в честь бога Диониса, покровителя виноделов. Во время торжественного шествия земледельцы хором пели песни, восхвалявшие Диониса или Вакха, как его иногда называли греки. Участники хора одевались в козлиные шкуры, с хвостами и рогами, чтобы походить на веселых спутников Диониса сатиров. Это были первые театральные представления. Сначала представления проходили на городской площади. Позже греки построили специальное здание для зрелищ – театр - у подножия Акрополя, рядом со святилищем Диониса. Сначала представления проходили на городской площади. Позже греки построили специальное здание для зрелищ – театр - у подножия Акрополя, рядом со святилищем Диониса.
СКЕНЕ Позади орхестры находилась палатка для переодевания актеров - скене. Впоследствии вместо палаток стали возводить каменные сооружения.
ОРХЕСТРА В центре театра располагалась площадка, на которой шло представление. Места для зрителей устраивались полукругом на склоне холма. В первом ряду стояли роскошные мраморные кресла для жрецов. Здесь же сидели иностранные послы и граждане, которым даровали это право за особые заслуги. Представление происходило внизу, на круглой площадке. Она называлась орхестра. Представление происходило внизу, на круглой площадке. Она называлась орхестра.
Представления, которые разыгрывались в театре, были двух видов - трагедии и комедии. Обычные люди и животные становились персонажами комедий. В этих пьесах высмеивали известных государственных деятелей, богачей, критиковали различные стороны жизни. Авторы комедий иногда даже смеялись над богами. Так, в комедии Аристофана Птицы Геракл изображен толстяком и обжорой, а Посейдон глупцом и жадиной. Талия – муза комедии
Трагедии писали, как правило, на сюжеты мифов. В них обсуждались важные вопросы: о законах и о власти, о поведении людей. Герой трагедии часто погибал, но не сдавался. Борьба героя с грозными силами судьбы вызывала у зрителей восхищение и призывала их во всем подражать герою. Великим древнегреческим драматургом, основоположником жанра трагедии был Эсхил. Его перу принадлежали более семидесяти пьес. Среди них самой известной является пьеса Персы, рассказывающая о событиях греко-персидской войны. Выдающимися авторами греческой трагедии были Софокл и Еврипид. Великим древнегреческим драматургом, основоположником жанра трагедии был Эсхил. Его перу принадлежали более семидесяти пьес. Среди них самой известной является пьеса Персы, рассказывающая о событиях греко-персидской войны. Выдающимися авторами греческой трагедии были Софокл и Еврипид. Эсхил Софокл Еврипид
НАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ФИЛОСОФИЯ ЛОГИКА ИСТОРИЯ МЕДИЦИНА
ПРОТАГОР СОКРАТ ПЛАТОН « Человек есть мера всех вещей» Создал проект идеального полиса «Познай самого себя»
АРИСТОТЕЛЬ «Все люди от природы стремятся к знаниям»
Аристотель (384 – 322 годы до н.э.) Древнегреческий философ, ученый и педагог. Родился в городе Стагире в 384 году до н.э. Его отец был врачом при дворе царя Македонии. Рано осиротел, в 18 лет отправился в Афины, где стал учеником знаменитого философа Платона. Как часто бывает с очень талантливыми учениками, созданная Аристотелем философская система (реализм), противоречила учению его наставника Платона (идеализму). По этому поводу он говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». В 343 году до н.э. Аристотель был приглашен ко двору македонского царя Филиппа II и стал воспитателем его наследника Александра, в будущем – знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 363 году до н.э. его воспитанник Александр взошел на престол, а Аристотель вернулся в Грецию, где недалеко от Афин основал свою школу – Ликей. Там он читал своим ученикам лекции, прогуливаясь под тенистыми портиками, поэтому его учеников прозвали перипатетиками, а школу – перипатетической (перипатос по-гречески означает «прогулка» или «место для прогулок, портик»). В наши дни этим словом называют людей, которые любят размышлять и беседовать во время прогулок. Вместе с учениками и помощниками он занимался научными исследованиями, которые послужили фундаментом многих наук. После внезапной смерти Александра Македонского в 323 году до н.э., Аристотель оказался под угрозой преследований. Он покинул Афины и уехал в Халкиду (о. Эвбея), где умер в 322 году до н.э. в результате болезни. Аристотель охватил почти все доступные для его времени области знания. Он оставил после себя сочинения по философии (так называемые диалоги, «Метафизика»), естественным наукам (например, «Физика», «О Небе», «История животных»), по логике, этике, политике, поэзии, риторике.
ГЕРОДОТ (490 – 480 – около 425 годы до н.э.) «Отец истории» Первый великий древнегреческий историк. Его сочинение «История» является основным источником информации о событиях Греко- персидских войн, а также об истории и обычаях большинства народов Древнего мира.
ГИППОКРАТ этический кодекс древнегреческих врачей. «Клятва Гиппократа» - этический кодекс древнегреческих врачей. Согласно учению Гиппократа, здоровье человека напрямую связано с температурой тела человека, многие болезни происходят из-за смены времен года и других внешних условий. Самым большим его вкладом в медицину стал подрыв веры в то, что болезни вызываются богами и демонами. Основной метод лечения, рекомендованный Гиппократом, – диета. Была создана через много лет после его смерти.
ВСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ БЫЛА НАПРАВЛЕНА НА ПОДГОТОВКУ УМНОГО, ЗДОРОВОГО И СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОМ НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СОЧЕТАЛИСЬ БЫ С КРАСОТОЙ ТЕЛА. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ВОСПИТЫВАЛ В СВОИХ ГРАЖДАНАХ ВЫСОКИЕ ГРАЖДАНСКИЕ ЧУВСТВА И ОБЩЕПРИНЯТЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
АРХИТЕКТУРА перипетрордерная система
Ордер представляет собой систему правил и эстетических норм, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента). В этой системе противопоставляются несущие (колонны) и несомые части (антаблемент). Основой выразительности ордера является его пропорциональность.
Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики (образ воина-атлета), несёт в себе идею силы и мужества. Его основные черты - это массивное каменное основание, состоящее из трёх ступеней, приземистые и мощные колонны, помещённые прямо на фундаменте храма, заканчивающиеся простой и строгой капителью.
Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое изящество, несёт в себе идею женственности. Его основные черты: колонна спокойно вырастает из основания благодаря мягкому профилю базы, связывающеё её со ступенями храма.
Коринфский ордер – архитектурное олицетворение стройной девушки. Позднее других сформировавшийся ордер, имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.
Кариатиды и атланты Изобретательность греческих художников создала совершенно особенную форму, которая впоследствии получила широкое применение. Вместо колонн были поставлены скульптурные человеческие фигуры. Кариатида– скульптурное изображение прекрасной девушки в виде стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Атлант - в древнегреческой мифологии - титан, восставший против богов, за что был наказан обязанностью поддерживать небесный свод. Устав, Атлант попросил Персея превратить его с помощью головы Медузы в камень и стал горой Атлас.
ХРАМ является моделью мира, "воплощением храма небесного, где обитали боги". В образе храма земля соединялась с небом: верхняя часть - фронтон - символизировала небесный мир богов, наос (главное помещение храма, содержащее статую божества) - мир земной.
. Праздники в честь бога проводились вне храма – на прилегающей к нему площади. Поэтому архитекторы старались, чтобы именно внешнее убранство храма было особенно красивым. Самым величественным греческим храмом был храм Парфенон. Название главного храма богини Афины происходит от слова «парфенос» - «девушка». Афину греки представляли в виде молодой девушки. Парфенон, как и другие храмы, окружен колоннами. Он не имеет лицевой стороны (фасада) так как был предназначен для осмотра со всех сторон.
Историки говорят, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Скульптурами украшали храмы богов и жилища людей, увековечивали память известных деятелей и отличали могилы. Греческая скульптура лишь частично дошла до нас – в обломках и фрагментах. Например, остатки разрушенных статуй были найдены в Акрополе в Афинах. В наши дни несколько бесценных статуй, утерянных во время кораблекрушений, было найдено и поднято со дна моря. Большинство знаменитых статуй известно нам по римским копиям. Непревзойденных греческих подлинников сохранилось крайне мало. В отличие от египетских скульпторов, изображающих фараонов и высшую знать в торжественных неподвижных позах, греческие мастера изображали не только знать, но и других своих сограждан, они показывали людей в движении, стремились подчеркнуть их красоту, силу, доблесть. СКУЛЬПТУРА
Фриз – декоративная полоса. Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части по всему периметру храма украшалось фризом, на которые обычно помещались рельефы с мифологическими сюжетами или рассказывающие о жизни доблестных людей.
ЖИВОПИСЬ в Древней Греции была высоко развита. Создавалось множество картин на стенах храмов и портиков, а также на глиняных табличках и деревянных досках. Почти все эти произведения искусства погибли, и до нас дошли лишь описания картин и имена знаменитых художников.
ВАЗОПИСЬ О творчестве греческих живописцев можно судить по дошедшим до нас рисункам на глиняных вазах. Найдено множество расписных сосудов, позволяющих судить о высоком мастерстве древнегреческих живописцев. Сюжеты для рисунков они черпали из мифов и легенд, изображая богов и героев, сцены из «Илиады» и «Одиссеи» и других знаменитых произведений древности. Рисовали они и сцены из окружающей их жизни. В VI веке до н.э. художники наносили свои рисунки черным лаком на естественный красноватый фон глиняных сосудов. Такие вазы называют чернофигурными. Позднее, в V веке до н.э. рисунки начали исполнять по-другому. Теперь черным лаком стали закрашивать весь фон, а для фигур оставляли красноватый цвет глины. Рисунки получались более четкими и подробными, а тела людей на них приобретали более естественный цвет. Такие вазы называют краснофигурными.
Лак на рисунках был стойким и прочным, не выгорал на солнце и не облетал от времени. Расписные сосуды, сохранившиеся до наших дней, пролежав в земле две тысячи лет, до сих пор выглядят так же, как тогда, когда они только вышли из рук греческих мастеров.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Ножку сосуда часто покрывает зубчатый орнамент, он называется реверсо. Что означал этот рисунок? Этот орнамент относится еще к эпохе палеолита, древнекаменного века. Он имеет свой смысл. Это знак воды или знак солнечного луча. В данном случае это - чашелистик цветка. У цветка (представьте себе розу) внизу есть чашелистик из зеленых листочков, из которого вырастает цветок. Амфора – это цветок или плод, вырастающий из такого вот чашелистика. То есть это знак плодоносящей природы. Стало быть, амфора - это не только человек, это еще и мир. Еще один элемент орнамента -пальметта, стилизованное изображение пальмового листа. Греки отождествили богиню Афродиту с пальметтой, которая стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они украшают и древнегреческие храмы.
Геометрический орнамент делят на незамкнутый, ленточный, замкнутый и сетчатый. Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого движением вписываются в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием меандр. Меандр - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломаной под прямым углом линии. Меандр получил свое название по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием. Когда мы смотрим на амфору-мир, то она омывается по кругу этим самым Меандром. То есть, амфора – это мир, вокруг которого течет река-океан, олицетворенная Меандром. Изображение Солнца. Знак солнечного колеса - свастика.
Часто на вазе можно увидеть изображение человеческого глаза или голову Горгоны с высунутым языком. Это - оберег. Такие изображения оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд является еще и талисманом. Сам сосуд – это ещё и маленькое вместилище. Дом – вместилище людей, человек – вместилище души, а сосуд, например, амфора, кратер, килик – вместилище вина. Вино тоже имело магический смысл, это - напиток бессмертия. Сценой, где Дионис оживляет Геракла, подавая ему чашу с вином, украшены многие греческие саркофаги. Вино – кровь земли. В условиях средиземноморского мира вино – целительный напиток, предотвращающий многие болезни, это – «дар творца», «источник жизни», символ «чистоты трапезы». В античной мифологии вино символизировало юность и вечную молодость, а с другой стороны кровь и жертвоприношение. Именно в крови древние греки «помещали» душу. Самый распространённый греческий сосуд – амфора
1 - канфар – чаша для вина 2 - ойнохоя – кувшин для воды или вина 3 - кратер – сосуд для смешивания вина с водой 4 - гидрия – сосуд для воды 5 - лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд. 6 - скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски». 7 - киаф –черпак для разбавленного вина. 8 - килик – самая распространённая чаша для вина 9 - пелика – сосуд для хранения.
Духовная и художественная культура Древней Греции не просто является ценнейшей частью мировой. В ней сформировалась общеевропейская культурная парадигма. Это означает не просто то, что греческими мотивами пронизана вся последующая европейская художественная культура. Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и техника, материя и ее двойственность... Без обращения к греческому наследию европейской культуры просто бы не существовало, и мы не смогли бы понять, хоть по своему, ни арабских математиков, ни индийских и китайских мудрецов.