Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников на основе сказкотерапевтических метафор и этнохудожественных образов Доклад педагога- психолога ГБОУ 2497 Ильиной Елены Сергеевны
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Уже к двум годам сказки становятся интересны детям. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала колыбельными, затем пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке. Именно с детской сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом, а также с миром культуры, литературы. Основная ее идея сказкотерапии состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Этапы развития сказкотерапии устное народное творчество собрание и исследование мифов и сказок психотехнический этап интегративный этап
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказкотерапия - набор способов передачи знаний о духовном пути развития души и социализации, воспитательная система, сообразная духовной природе человека.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я активно использую фольклорные и дидактические сказки, сказкотерапевтические метафоры и этнохудожественные образы для психокоррекции нарушений психологического здоровья дошкольников после перенесенного ребенком травмирующего психику опыта (агрессивность, тревожность, страхи, капризы). Мой опыт работы в использовании метода сказкотерапии
Способы сказкотерапевтической работы Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Виды сказок Художественные (народные и авторские) Дидактические сказки
Психотерапевтические Медитативные
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: - музыкальный образ сказки, - образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), - собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Основные принципы построения сказкотерапевтического занятия Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения Сказка должна выполнять определенные функции: - диагностическую, - терапевтическую (коррекционная); - прогностическую. Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после травмирующей ситуации Необходим ритуал перехода в Волшебную страну Сказкотерапию можно проводить как индивидуально, так и в подгруппах по 6-8 человек, в зависимости от проблемы, на которую направлена терапия.
Требования к составлению терапевтических сказок для детей Краткость сказок и краткость предложений. Отсутствие лишних образов и лишних героев. Смысловая и целевая нагрузка на все фразы ( каждая фраза должна на что-то влиять и быть важной) Включение всех сенсорных каналов (увидеть, услышать, почувствовать). Отсутствие в сказке осуждения и назидания. Включение проблемы клиента в сказку (описание похожих эмоций и похожих ситуаций,которые испытывает ребенок; использование ключевых слов и фраз). Индивидуальный подход к составлению сказки (важно учесть темперамент ребенка).
Схемы написания психотерапевтических сказок: 1)Схема-модель: - позитивная (рассматриваем проблему и ее решение); - негативная (отражение проблемы, которая осталась). 2) Схема –параллель: обязательное присутствие в сказке двух главных героев с различными моделями поведения (хороший- плохой). 3) Схема-весы (такие сказки состоят из 2 х частей –негатив и позитив, в середине сказки происходит волшебное событие, резко меняющее ход сказки).
Сказки являются прекрасным примером использования метафоры, как литературного, так и терапевтического приема. Написанные или рассказанные красочным, образным языком, они заключают в себе глубокий психологический смысл. Методики сказкотерапии позволяют в определённой степени диагностировать и корректировать психологические отклонения детей, могут быть использованы как одно из средств профилактики девиантного поведения. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.