Инновационный проект Тема: Проектная деятельность как средство социализации детей и молодежи с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования детей
База проекта Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Синяя птица» г. Томска. Обучающиеся преимущественно от 4 лет (2699 чел. из них с ОВЗ) Научно-методическая обеспеченность проекта Авторские методики: Рогатневой А.В., Гунько Е.И., Бельцевич Э.Ф., Шумской Н.А., Васильева М.В., Пиляй Е.Н., Немчаниновой Л.Г. Научный консультант проекта – Роготнева Альбина Викторовна, старший преподаватель ТОИПКРО Сроки проектной деятельности – г. – г.
Актуальность проекта Переход на новую модель образования, внедрение ФГОС. Трудности в реализации творческого потенциала у детей с ОВЗ. Родители детей с ОВЗ не понимают значимости развития духовного мира ребенка. Занятия творчеством способствуют социальной реабилитации ребенка с ОВЗ. Творческое самовыражение можно рассматривать как комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-терапевтической направленности.
Реализация проекта предполагает вовлечение детей и подростков с ОВЗ в разнообразные виды творческой деятельности: декоративно-прикладное творчество, вокал, фольклор, фортепиано, хореография, робототехника, театр, изобразительное творчество, английский театр и др.
Совместная творческая деятельность детей и подростков в данном проекте позволит: вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь общения со здоровыми сверстниками; создать условия для более эффективной реабилитации и социализации детей с ОВЗ; формировать позитивные детско – родительские отношения; объединить усилия педагогического сообщества, родителей, общественности в решении проблем вывода детей с ОВЗ из условий замкнутого пространства.
Новизна проекта Проектные технологии, будут способствовать: организации совместной творческой деятельности детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками; формированию ключевых компетенций; поддержке и сохранению психо- физического благополучия; формированию активной жизненной позиции.
Цель проекта Разработка и апробация комплексной модели социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями в условиях МАОУ ДОД Детско-юношеского центра «Синяя птица»
Задачи проекта: создание нормативно-правовой базы по реализации проекта; консолидация усилий всех участников процесса социализации: взрослых, детей, общества; разработка программно – методического обеспечения; взаимодействие с социальными институтами окружающего социума; формирование общественного сознания через новые формы работы с детьми с ОВЗ; формирование коммуникативных компетенций; раскрытие творческих способностей детей и подростков; адаптация детей и молодежи к окружающему социуму, формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ; раскрытие творческих способностей детей и подростков.
Методологическая основа проекта Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса. Личностно- ориентированный подход. Гуманизация педагогического процесса и детско - родительских отношений. Диагностический инструментарий Психолого- педагогические наблюдения, анкетирование обучающихся и родителей, тестирование.
Гипотеза Вовлечение детей с ОВЗ и их родителей в активную творческую совместную деятельность в условиях учреждения дополнительного образования будет способствовать более эффективной социальной адаптации и духовному воспитанию.
Ожидаемые результаты: 1. Пакет документов по реализации проекта. 2. Система взаимодействия специалистов по проблемам социализации детей и молодежи с ОВЗ. 3. Наличие коррекционно-развивающих программ в МАОУ ДОД ДЮЦ «Синяя птица». 4. Организация взаимодействия с социальными институтами на основе договорных отношений. 5. Повышение толерантности и милосердия у детей и взрослых к детям с ОВЗ. 6. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков у детей и взрослых с ОВЗ. 7. Достаточный уровень творческого само проявления и детей с ОВЗ и способность самостоятельно решать определенные жизненные проблемы. 8. Активное участие родителей в совместной деятельности со специалистами учреждения по вопросам социальной адаптации детей с ОВЗ.