Презентация «Новые перспективные формы работы по формированию детей связной речи старшего возраста»
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ЭТО Не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащает сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, своё поведение, а следовательно и личность в целом.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, снижается познавательная активность.
Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринуждённой познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый - партнёр учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а рёбёнок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Делает более целенаправленной и осознанной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Развитие познавательной активности ребёнка и речевое развитие взаимосвязаны. Чем больше познаёт объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить своё отношение к миру, к социальным и морально – нравственным отношениям людей.
Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия. ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКТИВНУЮ
ВОСПИТАТЕЛИ УЧАТ ДЕТЕЙ РАССУЖДАТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ, ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, СОЧИНЯТЬ. К. Д. Ушинский писал : « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника в переводе с греческого - « искусство запоминания ». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать : ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качеств (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, и др.) о материалах, из которых они сделаны.
Одним из форм речевого развития является игра Детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающею действительность, выявляет свои знания, делиться ими с товарищами. Отдельные виды игры - по разному воздействуют на связную речь детей : ИГРЫ - ДРАМАТИЦАЦИИ помогают более глубокому представлению об окружающем мире ; СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ расширяют представления об окружающем мире ; СТРОИТЕЛЬНО - КОНСТРУКТИВНЫЕ игры развивают способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Есть формы работы педагогических и психологических воздействий, направленных на развитие связной речи.
СУЩЕСТВУЕТ ТРИ БЛОКА РАБОТЫ: Активация деятельности детей Активация компонентов речевой деятельности Активизация речи в разных видах деятельности
ПЕРВЫЙ БЛОК Игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки, на преодоление замкнутости. Упражнения, а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки. Предлагаются упражнения для мимики лица : нахмурится, зажмурится, прищурится и т. д. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния ( внимание, интерес, удивление, радость, удовольствие ) Упражнения : « Вкусные конфеты », « День рождения », « Походка и настроение », « Кто самый ловкий », « Дракон кусает свой хвост ».
ВТОРОЙ БЛОК В ЭТОМ БЛОКЕ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СЛОВЕСТНЫМ ИГРАМ, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ И, ГЛАВНОЕ, РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ СРЕДСТВА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Используются такие игры : « Пара к паре » - детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например : « огурец - овощ, ромашка - цветок, телефон - ухо, телевизор - глаз ». « Сочиним историю » или « Сказка по кругу »- ведущий начинает рассказывать историю : « Жили были...», следующий продолжает и так далее по кругу. Игры с мячом « Скажи наоборот », « Закончи предложение ».
ТРЕТИЙ БЛОК Используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются путём наглядности, исполнением детьми различных ролей. Известно, что исполнение ролей в процессе игры настраивает ребёнка на речевые действия. Таким образом игры способствуют закреплению и уточнения знаний по связной речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.