Тема: Сюжетно-ролевые игры дошкольников
План 1. Проблема организации игр. 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 3. Творчество ребенка в игре. 4. Структурные компоненты сюжетно- ролевой игры. 5. Предпосылки сюжетно-ролевой игры. 6. Формирование взаимоотношений в игре. 7. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
Особенности сюжетно-ролевой игры: 1. Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, т.е. ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановки. 2. Самостоятельность детей в игре, т.е. дети сами выбирают тему, определяют линии ее развития, распределяют роли; решают, где развернут игру. 3. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей
Сюжет – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми
Бытовые сюжеты:
Производственные сюжеты:
Производственные сюжеты
Общественные сюжеты:
Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности
Роль – это игровая позиция ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже
Предпосылки сюжетно-ролевой игры:
Ознакомительная игра (с 3-4 мес до 5-6 мес) заключается в организации предметно-игровой деятельности (действия манипуляции вместе со взрослыми)
Отобразительная игра ( мес) действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета (катать, складывать в коробку, пить из чашки, закрывать крышкой и т.п.)
Сюжетно – отобразительнаяигра (конец 1 – начало 2 года жизни). Воспитатель учит детей баюкать куклу, катать мишку, кормить зайку, сварить суп
Уровни становления взаимоотношений: 1 уровень Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (отнимает игрушки, ломает постройки). В основном характерен для малышей, но «агрессия» может встречаться и в старшем дошкольном возрасте
2 уровень Уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть
3 уровень Уровень игр рядом. Уровень игр рядом. Двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре и т.п. Дети не мешают друг другу, могут потесниться, обменяться игрушками, уступить свою
4 уровень Уровень кратковременного общения, т.е. ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Ребенок пытается договариваться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров Ребенок пытается договариваться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров
5 уровень Уровень длительного общения – взаимодействия. Уровень длительного общения – взаимодействия. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Дети могут играть долго в зависимости от интереса к содержанию игры Дети могут играть долго в зависимости от интереса к содержанию игры
6 уровень Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия
Планирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте Месяц Название игры Сентябрь Путешествие по Москве Школа Военные Строительство Октябрь Ателье Библиотека Кафе Исследователи Ноябрь Цирк Модельное агентство ГИБДД Корпорация «Билайн»
Примерное планирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе в течение недели, месяца (сентября) понедельниквторниксредачетвергпятница Семья Детский сад Школа (День знаний) Путешествие (по Москве) Игра по выбору детей Семья (праздник) Кафе ПоликлиникаВоенные Строительст во Агентство по продаже недвижи- мости Путешест- вие в теплые страны Супермаркет ГИБДД Игра по выбору детей Рыбаки ПиццерияМузей СупермаркетСемья (в гости к бабушке)