Школьное самоуправление: цели, задачи. История развития школьного самоуправления. Формы школьного самоуправления. Фурсова Л.В. Преподаватель кафедры психологии и педагогики ЛИРО
Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. АВТОРЫ Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Школьное самоуправление в истории развития общественного образования
Поставлена проблема нравственного и гражданского воспитания человека нового времени Школьное самоуправление
- это сообщество, которое обсуждает совместные дела Принцип:Принцип: Игра Игра Форма:Форма: Моделирование государственной деятельности Цель:Цель: средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности" Школьное самоуправление
Школа или класс - Государство Государство Консул Консул Сенат Сенат Претор(Суд)Претор(Суд) Школьное самоуправление
Август 1918 г. Москва. Первый Всероссийский съезд по просвещению "Основные принципы единой трудовой школы" Школьное самоуправление
"Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы". Первый этап развития самоуправления в общеобразовательных учреждениях Первый этап развития самоуправления в общеобразовательных учреждениях Школьное самоуправление
Первый опыт С.Т. Шацкий Детская летняя колония "Бодрая жизнь" (1-я опытная станция) Детская летняя колония "Бодрая жизнь" (1-я опытная станция) Калуга, е гг Носитель буржуазных идей, противоречащих принципам пролетарского воспитания Школьное самоуправление
Московская опытно- показательная школа имени П. Н. Лепешинского М.М. Пистрак Коммуна "Красные зори" И.В. Ионин "Школа социально- индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых" В.Н. Сорока-Росинский А.С. Макаренко Школьное самоуправление
1. Необходимо было добиться в короткие сроки реальных результатов ("борьба с беспризорничеством") 2. К работе в школах-колониях привлекались наиболее талантливые педагоги ("Основные принципы единой трудовой школы"). 3. Школы-колонии были "закрытыми" сообществами, в которых можно было идти на эксперимент. Школьное самоуправление
В 20-е годы XX века сложилась вполне действенная система школьного самоуправления. Все его группы сыграли значительную роль в становлении и развитии советской школы. Но сегодня нам известен лишь опыт самоуправления в школах коммунального типа. В 20-е годы XX века сложилась вполне действенная система школьного самоуправления. Все его группы сыграли значительную роль в становлении и развитии советской школы. Но сегодня нам известен лишь опыт самоуправления в школах коммунального типа. Школьное самоуправление
Второй этап: е годы XX века Федор Федорович Брюховецкий ( ) г. Краснодар, Школа 58 Федор Федорович Брюховецкий ( ) г. Краснодар, Школа 58 День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, Фестиваль За честь школы, Церемония Последнего звонка День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, Фестиваль За честь школы, Церемония Последнего звонка Школьное самоуправление
Второй этап: е годы XX века Игорь Петрович Иванов ( ) ( ) Коммунарское движение - неформальные коллективы Идея коллективных творческих дел Коммунарское движение - неформальные коллективы Идея коллективных творческих дел Коммуна им. Макаренко – общественно- педагогическое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков при ЛГПИ им. Герцена (1963 г.) Школьное самоуправление
Эдуард Георгиевич Костяшкин ( ) ( ) Специальная школа для трудных детей г. Создается первая в стране школа полного дня. Специальная школа для трудных детей г. Создается первая в стране школа полного дня. Второй этап: е годы XX века Школьное самоуправление
Третий этап: е годы XX века Детское и юношеское самоуправление в школе и вне школы представлено деятельностью всесоюзных организаций (пионерия и комсомол) Школьное самоуправление
Четвертый этап: 90-е годы XX века Например: Бочкарев Вениамин Иванович: Самоуправление образовательного учреждения в виде Школьных советов. Создание Международной Ассоциации содействия школьным советам. Закон «Об образовании» и самостоятельный поиск Школьное самоуправление
Пятый этап: начало ХХI века Моделирование ученического самоуправления в контексте реализации Концепции модернизации Российского образования, его включение в модели государственно-общественного управления образованием 2003/04 г. - 1-й Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях; 2005/06 г. - 2-й Всероссийский конкурс моделей; 2006/07 г. – Всероссийский конкурс Лидеров ученического самоуправления – 2-й Всероссийский конкурс Лидеров ученического самоуправления – 1-й Всероссийский командный турнир «Молодежное самоуправление» й Всероссийский командный турнир «Ученическое самоуправление».
ШС (школьное самоуправление) Это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
ЦЕЛЬ: Формирование творческой, активной личности на основе приобщения к общечеловеческой национальной культуре Сотрудничество учителей и учеников разных возрастов
ЗАДАЧИ: Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы; Организация групповой, коллективной, индивидуальной деятельности школьника; Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика
Принципы построения ШС Выборность всех органов Педагогическое руководство Разделение полномочий и их тесное взаимодействие Выбор содержания, форм и методов деятельности Гласность и открытость Свобода критики и обмена мнениями Систематическая сменяемость членов самоуправления Приоритетность интересов учащихся