Тема: Исследование функции с помощью производной. Решение задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений. «Математическую теорию можно считать совершенной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Применение производной к исследованию функции»
Advertisements

Цель урока: применение знаний об исследовании квадратичной функции при решении исторических и производственных задач. Производственные задачи имеют важное.
1.Девиз урока. Три пути ведут к знанию: Три пути ведут к знанию: Путь размышления- это самый благородный; Путь подражания- это самый легкий; Путь опыта-
Экстремумы функции. Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх.
« Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий : физик и поэт, тракторист и химик ». Э. Кольман.
Производная и дифференциал.. Исследование функций. Теорема 1. 1)(необходимые условия) Если дифференцируемая на интервале (a;b) функция f(x) возрастает.
Цель проекта: Конструирование системы задач по теме: «отыскание наибольших и наименьших значений величин» Задачи проекта: 1) Образовательные: - отработка.
Урок на тему : «Исследование функции с помощью производной» с использованием компьютерных технологий Учитель математики Бахтиярова Г.Ф.
Исследование функций и построение графиков с помощью производной.
МОУСОШ 50 Урок на тему : «Исследование функции с помощью производной» с использованием компьютерных технологий Учитель математики Морохова Лариса Александровна.
Чем дальше в лес, тем больше…. Цели проекта: Научиться применять производную к исследованию функции. Задачи проекта: Составление уравнения касательной.
Применение производной при решении прикладных задач (2 урока) Применение производной при решении прикладных задач (2 урока) (Интегрированные уроки) (Интегрированные.
Исследование функций и построение графиков с помощью производной.
Физический смысл производной Содержание Основные формулы дифференцирования Производная элементарных функций Геометрический смысл Правила дифференцирования.
Применение производной для исследования функции на монотонность и экстремумы.
Приложение производной к исследованию функции. План I. Исследование функции на монотонность: 1. Определение монотонности 2. Необходимый и достаточный.
Цель урока: Применение производной к нахождению наибольших и наименьших значений функций, к решению простейших прикладных задач «на экстремум»: Алгебраического.
« Задачи на отыскание наибольших и наименьших величин» Учитель математики Нартова Светлана Ивановна, МОУ лицей 15 г.Ставрополь 2009 год Человек лишь там.
Применение производной к исследованию функций. Достаточное условие возрастания функции Если в каждой точке интервала (a, b) f'(x)>0, то функция f(x) возрастает.
Возрастание и убываниефункций Слушаю – забываю. Смотрю – запоминаю. Делаю – понимаю. Конфуций.
Транксрипт:

Тема: Исследование функции с помощью производной. Решение задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений. «Математическую теорию можно считать совершенной только тогда, когда ты сделал её настолько ясной, что берешься изложить её содержание первому встречному». Д. Гильберт

Цель урока: обобщение изученного материала по теме; формирование умений применять математические знания к решению практических задач; развитие познавательной активности, творческих способностей; воспитание интереса к предмету.

Ход урока. I. Рассказ Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли надо». Крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал, наконец, желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдешь, вся твоя будет за 1000 руб. Но, если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, прибежал на место и упал без чувств, обежав четырехугольник периметром Р=40 км. Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом? ВС А Д Р40 a b S

Вывод. Из всех прямоугольников данного периметра наибольшую площадь имеет квадрат. Задание: По условию рассказа составить функцию и исследовать на экстремум. Решение: Если стороны прямоугольника х и у, то х + у= 20. S=xy; S=x(20-x)= -x 2 +20x S(x)= -2x+20; S(x)=0, х =10.

II. Использование ситуаций, приведенных в пословицах. А теперь, чтобы проиллюстрировать характерные свойства функции, обратимся к пословицам, потому что пословицы отражают устойчивые закономерности и проверены многовековым опытом народа. Аналогия с пословицами позволит вам лучше понять и запомнить определенные свойства функции и будет служить своего рода опорным сигналом для запоминания свойств функций. 1. Чем дальше в лес, тем больше дров Кол - во дров Продвижение в лес Высота скачка Длина 2. «Выше меры конь не скачет»

3.«Пересев хуже недосева» III. Как найти наибольшее и наименьшее значения функции, имеющей на отрезке конечное число критических точек? Задача. Найти наибольшее и наименьшее значения функции y=5x 3 -x(x-1) на отрезке [0;2]. f(a) - max Урожай a-δ x=a a+δ Точка минимума

Решение. Заданная функция непрерывная на всей числовой прямой и, в частности, на данном отрезке. Если x1, то y=5x 3 -x(x-1)= 5x 3 -x 2 +x; Если x

а) Если 0

IV. Метод поиска наибольшего и наименьшего значений функции применим к решению. При этом действуют в такой схеме: 1) Задача переводится на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр х, через который интересующую нас величину выражают как функцию f(x); 2) Средствами анализа ищем наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке; 3) Выясняется, какой практический смысл (в терминах первоначальной задачи) имеет полученный (на языке функций) результат. Вообще, решение практических задач средствами математики, как правило, содержит 3 основных этапа: 1) формализация (перевод исходной задачи на язык математики); 2) решение полученной математической задачи; 3) интерпретация найденного решения («перевод» его с языка математики в терминах первоначальной задачи).

Задача. Расстояние от песчаного карьера да кирпичного завода, расположенного на прямолинейной автомагистрали, равно 30 км. Песчаный карьер удален от магистрали на 24 км. Строительный кооператив взял подряд на строительство подъездной дороги от карьера до автомагистрали. На каком расстоянии от кирпичного завода должна находится развилка дорог, чтобы время доставки грузов от карьера до завода было наименьшим, если известно, что автомашины могут развивать на магистрали скорость 52 км/ч, а на подъездной дороге 20 км/ч? Решение. АК=30, ВК=24, МА - ? 576+х 2 24 К ВМА 30 х 18-х

Тогда Пусть ВМ=х, тогда АМ=18-х, где х є (0;18). D(f ) = R D(f ! ) = R f ! (x) = 0, если 169 х 2=25· х 2, 144 х 2=25·576,х 2=100, х 1=10, х 2=-10, но х 2 є [0;18]

Значит МВ=10, тогда МА=8. Ответ. Для того чтобы время доставки грузов от карьера до завода было наименьшим развилка дорог должна находиться на расстоянии 8 км от кирпичного завода.

V. Исследование функций с помощью производной. 1. Вопросы: а) Исследование каких свойств функций производится с помощью производной? б) Сформулировать достаточный признак возрастания (убывания) функции. в) Какие точки называются критическими? г) В чем состоит достаточный признак существования экстремума? 2. Задача. Исследовать функцию f(x)=(1+4x2)/x, построить график. Определить, при каких значениях а уравнение (1+4 х 2)/х=а имеет одно решение? Решение. D (f)= (-;0)U(0;+). f(x) непрерывна в каждой точке области определения. f(x)=0, если (1+4 х 2)/х=0. Такого х не существует. f(x)>0 при х>0 и f(x)

f(x)=1/x+4x x=0 – вертикальная асимптота; у=4 х – наклонная асимптота. xmax=-1/2, y(-1/2)= -4; xmin=1/2, y(1/2) = 4. Ответ. Уравнение (1+4 х 2)/х=а имеет единственное решение при а=±4. -1/ maxразрыв 01/2 min 0 а=4 у=4 х f(x)=(1+4x2)/x а= - 4 х у

VI. Домашнее задание: 1) ) Придумать задачу практического содержания на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции. 3) Найти промежутки возрастания и убывания функции 4) Найти ООФ 5) Найти экстремумы функции у=х 2 +2-х+1.