ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ Зав. кафедрой внутренних болезней 1 с курсом физиотерапии, профессор А. В. ЯГОДА, доктор мед. наук Н.Н. ГЛАДКИХ
Основная задача высшего образования – формирование личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы растут; творческая составляющая в самостоятельной работе студентов имеет тенденцию к увеличению на старших курсах;
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ в процессе организации самостоятельной работы студентов возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер – это педагог, всегда готовый помочь, каждому студенту, преодолеть индивидуальные затруднения при изучении учебных дисциплин; Работа преподавателя на клинической кафедре требует особого мастерства, поскольку включает в себя по сути две профессии – врача и педагога.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ компьютерная поддержка организации самостоятельной работы студентов становится абсолютно необходимой – как для оперативной выдачи учебных материалов,так и для автоматизированного учета учебных достижений студентов
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Базовая Дополнительная
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Базовая самостоятельная работа включает: работа с лекционным материалом и учебной литературой; изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку; подготовка к практическим занятиям; подготовка к зачету и аттестации.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Дополнительная самостоятельная работа может включать следующие виды: исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем теме; анализ материалов, в том числе статистический, по заданной теме
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа в учебное время Самостоятельная работа во внеурочное время
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа в учебное время Самостоятельная работа в учебное время конкретна (например, самостоятельная курация больных, работа с медицинской документацией) и сопровождается эффективным контролем и оценкой ее результатов.
О МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности; полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в методическом пособии, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает; участие в научно-исследовательской или методической работе, проводимой на кафедре; участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских работ. использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг)
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ реферирование литературы написание доклада, реферата; работа в Интернете
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Участие в обходах и осмотрах больных дежурным врачом, в клинических разборах больных