О некоторых особенностях анализа художественного текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лингвистический анализ рассказа И.Бунина «Красавица»
Advertisements

Это часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста комментарии к тексту.
Электронные учебные материалы Как писать рецензию Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
1 Работа над исходным текстом.. 2 Исходный текст- текст, предложенный ученику на экзамене. Проблема (К1) – основной вопрос, который больше всего волнует.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. Алексей Николаевич Толстой Работа учителя русского языка и литературы.
Cправка 1. Формулировка проблем текста- 94 % 2. Комментарий к сформулированной проблеме-82% 3.Отражение авторской позиции- 94 % 4. Аргументация собственного.
Транксрипт:

О некоторых особенностях анализа художественного текста

Об изменении содержательного компонента элемента С в 2013 года Часть С состоит из одного открытого задания с развернутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. В предыдущие годы для анализа предлагался текст публицистического характера. С 2012 года в качестве экзаменационного материала в КИМы вводятся тексты художественного стиля. Работа с текстами такого формата у выпускников вызвала затруднения. (По материалам выступления председателя комиссии по подготовке КИМов И.П.Цыбулько)

Если рассматривать художественный текст как материал для элемента С, то в таком тексте обнаруживаются такие особенности: 1.емкость и многоаспектность проблематики 2.сложность выявления авторской позиции 3.богатство материала для комментария Текст художественного стиля отличает его цель - воздействие через художественный образ Каждое художественное слово … вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений…Л.Н.Толстой

Этапы работы с текстом художественного стиля 1.Внимательное прочтение текста 2.Выделение слов и словосочетаний, помогающих автору нарисовать картину. 3.Маркирование слов, создающих образ 4.Поиск эмоционально-оценочных слов, раскрывающих позицию автора 5.Анализ отобранного материала и размышление над проблемой 6.Повторное чтение и одновременное заполнение таблицы Каждый художественный текст, каждое художественное Слово – это сочетания тайного и явного. Явное всегда лежит на поверхности. Но гораздо интереснее познавать тайное в явном. Это большая работа, трудная задача – но разрешимая.

1.Вступление. Анализ ключевого слова 2.Формулировка проблемы 3.Комментарий по тексту к сформулированной проблеме 4.Формулировка позиции автора 5.Формулировка собственного мнения 6.Аргументация 7.Заключение Стандартный план сочинения

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

Слова, создающие картину Слова, создающие образы Оценочные слова Чиновник Красавица Мальчик Отец Сын Дом Вдовец пожилой худой, высокий, чахоточного сложения. Отлично и крепко сложена, знала себе цену. От природы живой, ласковый, затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Притворился, будто у него нет и никогда не было сына Спокойно возненавидела В круглом одиночестве обособленной от всего дома жизнью

Частотные слова в рассказе красавица – 4 раза чиновник-отец – 4 раза мальчик-сын – 4 раза дом – 3 раза. Смысловые цепочки 1.Отец – красавица – сын - дом 2.Чиновник – красавица – мальчик - одиночество

Определяем тематику текста 1.Человек и его дом( семья) 2.Внутренняя и внешняя красота 1. Проблема красоты. Какая красота является истинной ? 2. Проблема отношений в семье. Что является основой семьи? Формулируем проблемы

Тема, ключевое слово Красавица красота Человек и его семья ПроблемаКакая красота является истинной ? Что является основой семья? Комментарий Знала себе цену Спокойно возненавидела «стелите на тюфячке, в коридоре» Первая жена тоже красавица, спал в отцовской спальне Позиция автора Книжечка, картинки, круглое одиночество Обособленная жизнь Притворился, будто сына и нет

Комментируем одну из проблем Для текста художественного стиля - комментарий текстуальный Глаголы-комментаторы и конструкции Раскрывая проблему, автор (рассказчик) в художественном тексте создает образ …….., изображает …… показывает героя ……, с симпатией (антипатией) раскрывает …… поступок героя свидетельствует о том, что ……..; слова (мысли) героя показывают, что… -.

Позицию автора можно ввести такими сочетаниями… Автор осуждает (одобряет) поступок (мысли, убеждения, стремления) героя,- сочувствует … Симпатии автора на стороне … Автор приходит к выводу (приводит нас к выводу) о том, что… Свою позицию ученик может заявить, начиная со слов Рассказ произвел впечатление, осталось чувство... Интересно обращение автора к этой проблеме Аргументы учащийся подбирает, как и при работе с публицистическим текстом.

I. Логические (рациональные) аргументы. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). Статистика (количественные показатели развития производства и общества). Законы природы. II.Иллюстративные аргументы - примеры. Их задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. - пример-сообщение -литературный пример - предположительный пример III.Ссылки на авторитет: мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т. п.; цитата из авторитетного источника;

Спасибо за внимание!