О некоторых особенностях анализа художественного текста
Об изменении содержательного компонента элемента С в 2013 года Часть С состоит из одного открытого задания с развернутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. В предыдущие годы для анализа предлагался текст публицистического характера. С 2012 года в качестве экзаменационного материала в КИМы вводятся тексты художественного стиля. Работа с текстами такого формата у выпускников вызвала затруднения. (По материалам выступления председателя комиссии по подготовке КИМов И.П.Цыбулько)
Если рассматривать художественный текст как материал для элемента С, то в таком тексте обнаруживаются такие особенности: 1.емкость и многоаспектность проблематики 2.сложность выявления авторской позиции 3.богатство материала для комментария Текст художественного стиля отличает его цель - воздействие через художественный образ Каждое художественное слово … вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений…Л.Н.Толстой
Этапы работы с текстом художественного стиля 1.Внимательное прочтение текста 2.Выделение слов и словосочетаний, помогающих автору нарисовать картину. 3.Маркирование слов, создающих образ 4.Поиск эмоционально-оценочных слов, раскрывающих позицию автора 5.Анализ отобранного материала и размышление над проблемой 6.Повторное чтение и одновременное заполнение таблицы Каждый художественный текст, каждое художественное Слово – это сочетания тайного и явного. Явное всегда лежит на поверхности. Но гораздо интереснее познавать тайное в явном. Это большая работа, трудная задача – но разрешимая.
1.Вступление. Анализ ключевого слова 2.Формулировка проблемы 3.Комментарий по тексту к сформулированной проблеме 4.Формулировка позиции автора 5.Формулировка собственного мнения 6.Аргументация 7.Заключение Стандартный план сочинения
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
Слова, создающие картину Слова, создающие образы Оценочные слова Чиновник Красавица Мальчик Отец Сын Дом Вдовец пожилой худой, высокий, чахоточного сложения. Отлично и крепко сложена, знала себе цену. От природы живой, ласковый, затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Притворился, будто у него нет и никогда не было сына Спокойно возненавидела В круглом одиночестве обособленной от всего дома жизнью
Частотные слова в рассказе красавица – 4 раза чиновник-отец – 4 раза мальчик-сын – 4 раза дом – 3 раза. Смысловые цепочки 1.Отец – красавица – сын - дом 2.Чиновник – красавица – мальчик - одиночество
Определяем тематику текста 1.Человек и его дом( семья) 2.Внутренняя и внешняя красота 1. Проблема красоты. Какая красота является истинной ? 2. Проблема отношений в семье. Что является основой семьи? Формулируем проблемы
Тема, ключевое слово Красавица красота Человек и его семья ПроблемаКакая красота является истинной ? Что является основой семья? Комментарий Знала себе цену Спокойно возненавидела «стелите на тюфячке, в коридоре» Первая жена тоже красавица, спал в отцовской спальне Позиция автора Книжечка, картинки, круглое одиночество Обособленная жизнь Притворился, будто сына и нет
Комментируем одну из проблем Для текста художественного стиля - комментарий текстуальный Глаголы-комментаторы и конструкции Раскрывая проблему, автор (рассказчик) в художественном тексте создает образ …….., изображает …… показывает героя ……, с симпатией (антипатией) раскрывает …… поступок героя свидетельствует о том, что ……..; слова (мысли) героя показывают, что… -.
Позицию автора можно ввести такими сочетаниями… Автор осуждает (одобряет) поступок (мысли, убеждения, стремления) героя,- сочувствует … Симпатии автора на стороне … Автор приходит к выводу (приводит нас к выводу) о том, что… Свою позицию ученик может заявить, начиная со слов Рассказ произвел впечатление, осталось чувство... Интересно обращение автора к этой проблеме Аргументы учащийся подбирает, как и при работе с публицистическим текстом.
I. Логические (рациональные) аргументы. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). Статистика (количественные показатели развития производства и общества). Законы природы. II.Иллюстративные аргументы - примеры. Их задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. - пример-сообщение -литературный пример - предположительный пример III.Ссылки на авторитет: мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т. п.; цитата из авторитетного источника;
Спасибо за внимание!