1 Домашнее задание Ваша задача дома – §4 Необходимый уровень - уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом Программный уровень - ответить на вопросы перед параграфом и после параграфа.
Тема модуля (раздела) 1. Тема урока Всеобщая история 5 класс Урок 6
Цели урока Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях Знать изменения в обществе, приведшие к появлению земледелия и скотоводства Объяснять особенности управления в племени и родовой общине, используя понятия вождь, совет старейшин, народное собрание, ополчение. Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. Знать причины перехода первобытных людей к земледелию и скотоводству. Знать последствия расселения земледельческих племён в Западной Азии Линия 4-5. Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение. Объяснять собственную оценку изменениям в жизни первобытных людей, произошедшем в результате перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству
4 Введение в тему Работа с стр.33 Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
5 Тема: Первые пастухи и хлеборобы
6 Создание проблемной ситуации -Узнай с помощью хронологической таблицы на стр. 16, что означает дата 10 тысяч лет назад. 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов
7 Создание проблемной ситуации Учёные лингвисты обнаружили интересную особенность: корни многих слов, связанных с этими занятиями, например «поросёнок», «сеять», «молоко» похоже звучат в большинстве европейских языков.
8 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов Создание проблемной ситуации В чем противоречие? Какой возникает вопрос? В разных языках некоторые слова звучат похоже
9 Тема: Первые пастухи и хлеборобы Проблема. Почему в разных современных языках некоторые слова звучат похоже? Надо узнать 1. Как происходило взаимодействие людей? 2. К каким изменениям это могло привести?
10 -Вспомните что мы уже знаем о взаимодействии первобытных людей? Сформулируйте понятие по определённым признакам Актуализация знаний Родовые старейшины Общий предок Общая земля Что это такое? -Люди жили родовой общиной.
11 -Вспомните когда и как «человек разумный» осваивал землю. (Соотнеси дату и событие, используя стр. 16.). Актуализация знаний 100 тыс. лет назад 40 тыс. лет назад 12 тыс. лет назад Изобретение лука, приручение собак «Человек разумный» расселился по планете Родовые общины «человека разумного» расселяются по Азии и Европе
12 Поиск решения проблемы Текст, п. 1, с Мальчики – абзац 1. Выделить в тексте слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству. Девочки – абзац 2. Выделить в тексте слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию. Причины перехода к земледелию
13 Поиск решения проблемы Мальчики Мальчики – Причина - «Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых разводили». Последствие- Зародилось скотоводство Девочки– Причина - «Вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, догадались выращивать их рядом с домом». Последствие- Научились обрабатывать землю. Зародилось земледелие. Причины перехода к земледелию
14 Родовая община От собирательства – к земледелию. Переход к оседлому образу жизни. Поиск решения проблемы
15 Поиск решения проблемы Рассмотрите иллюстрацию на стр.34. Чему ещё научились люди? Делать глиняную посуду и ткань. Появились глиноделие и ткачество. Глиноделие, ткачество
16 Поиск решения проблемы Рассмотрите иллюстрации к § 4 Составьте краткий список предметов, вещей, действий, которые чаще всего надо было называть друг другу людям родовых общин. В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей и употреблению новых слов. Глиноделие, ткачество
17 Поиск решения проблемы Прочтите § 4 п. 2 абзац 1. стр Выделите причины расселения земледельческих общин. Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно. Часть сородичей уходит на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз, племя. Расселение земледельческих общин. Образование языковых семей.
18 Родовая община От собирательства – к земледелию. Переход к оседлому образу жизни. Родовые общины племя Поиск решения проблемы
19 Поиск решения проблемы Рассмотрите схему стр.36 Используя условные обозначения на стр. 7, объясните, кто стоял во главе племени, то его избирал и с кем он должен был советоваться. Расселение земледельческих общин. Образование языковых семей. Вождя избирало народное собрание. Все важные решения он принимал с советом старейшин и народным собранием.
20 Поиск решения проблемы Дочитайте п. 2 от абзаца 2 и до конца стр.35-37, и выясните последствия расселения земледельческих племён. Расселение земледельческих общин. Образование языковых семей. Племена могли воевать друг с другом из за добычи или земель. Люди уходили в другие места в поисках новых земель.. У местных жителей они могли перенять на только способы ведения хозяйства, но и заимствовать некоторые слова. Так образовались языковые семьи.
21 Родовая община От собирательства – к земледелию. Переход к оседлому образу жизни. Родовые общины племя Общности племён языковые семьи Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? В связи с переходом к земледелию и скотоводству люди стали жить длительное время на одном месте, вести одинаковое хозяйство, говорить на одном языке. Поиск решения проблемы
22 Тема: Первые пастухи и хлеборобы Проблема. Почему в разных современных языках некоторые слова звучат похоже? Надо узнать 1. Как происходило взаимодействие людей? 2. К каким изменениям это могло привести? Ответь на проблемный вопрос письменно. В связи с переходом к земледелию и скотоводству люди стали жить длительное время на одном месте, вести одинаковое хозяйство, говорить на одном языке. Увеличение численности общин заставляло людей заселять новые территории. Общаясь с местным населением они заимствовали способы ведения хозяйства и некоторые слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство и говорили на одном языке.