ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Е.Носов. Трудный хлеб Голяйкина Н.В., учител ь русского языка и литературы МБОУООШ 6.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны.(…) Небольшую экспедицию.
Advertisements

Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Сочинение С2.2. по форме ГИА На примере текста Евгения Носова «Трудный хлеб» Учитель МОУ «Лицей 21» Н.И. Елагина.
П ОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ - РАССУЖДЕНИЮ НА НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Автор: учитель русского языка и литературы Муртазина Катира Багитовна.
Учитель Основы православной культуры Бережнева И.Н.
Что такое семья. Цели занятия Помочь учащимся в осознании семьи как ячейки общества, обратить внимание на характерные особенности этого института; Развивать.
1.Какие качества родители стараются передать детям? 2. В чем заключается труд ребенка? 3. Что является важной задачей родителей? Проверка домашнего задания.
Презентация к уроку (чтение, 3 класс) по теме: урок по литературному чтению И. Дик "Красные яблоки"
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
Сегодня на уроке Сегодня на уроке Проверим Подумаем Подумаем Составим СоставимПовторим Сохраним Сохраним Расскажем Расскажем.
ТРУД И ПРОФЕССИЯ. Большая часть жизни человека связана с трудом. И от того, насколько осознанно он выбрал профессию, зависит и его благополучие, и счастье.
Тема:,,Зачем творить добро?,, (беседа с учащимися нач.школы) Юдина Т.М.
Тема урока «Моральный долг». Модуль «Основы светской этики» 4 класс Урок 11 Тип урока: комбинированный.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» УРОК 45. РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Проект по теме: «Почему школьники перестают читать книги?» Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б.
Тема: В. Драгунский «Друг детства» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс Соавтор: Малахова Т. С.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Родительское собрание в подготовительной группе. Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным.
Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Семейное хозяйство. 5 кл. фгос
Транксрипт:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Е.Носов. Трудный хлеб Голяйкина Н.В., учител ь русского языка и литературы МБОУООШ 6

«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их». У. Мизнер

Цели занятия: формирование таких нравственных качеств, как милосердие, внимание, забота о ближних; воспитание любви к природе, животным, к труду; обучение сравнительно – сопоставительному анализу произведений; развитие речевых навыков.

Задачи : 1. Обучить сравнительно – сопоставительному анализу произведений. 2. Развивать речевые навыки учащихся. 3. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, обратить внимание учеников еще на одну проблему; важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог, несмотря на свои физические недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.

Методы и средства: беседа, презентация, словарная работа, сравнительный анализ произведений, дискуссия.

Структура занятия: - Организационный момент. - Вступительное слово учителя. - Проверка домашнего задания. - Беседа. - Работа с текстом. - Презентация. - Словарная работа. - Дискуссия. - Подведение итогов. - Домашнее задание.

Ход занятия:

Организационный момент: - Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Присаживайтесь, пожалуйста, начнем.

Вступительное слово учителя: - «Мы не раз, ребята, говорили с вами о том, что писатели (впрочем, как и любые другие творческие люди) часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченными другими. Это нам сегодня предстоит подтвердить на примере рассказа Е.Носова «Трудный хлеб», который вы должны были прочитать дома».

Беседа: - «Ребята, когда я готовилась к уроку, я вспомнила, что у меня есть выписанный отрывок из газеты «Известие» за год. Этот отрывок потряс меня до глубины души. Я хочу сейчас вам его зачитать». - «В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны. Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи явства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житье.

- Вот этот пушистый коврик …мы его очень любим. Правда, красивый?...Это у нас была собака- лайка Ролик, очень тоже любимая, это память о ней. Ласковая была до невозможности, право как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить. - А что делать? – посетовал охотник. Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен».

Работа с текстом: Ребята, мне хочется узнать ваше отношение к поступку охотника. - Какие чувства, мысли появились у вас после того, как вы услышали отрывок? - Охотник поступил неправильно по отношению к своей любимой собаке. - Как вы думаете, почему я начала занятие с чтения этой статьи, хотя тема нашего занятия Е. Носов «Трудный хлеб»? - В этом отрывке из газетной статьи и рассказе имеются общие моменты: говорится об охотниках и их собаках. Обе собаки не были безупречными помощниками своих хозяев. - Оба охотника вынуждены были решать для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Одинаково ли охотники относятся к своим собакам? Зачитайте примеры из текста. - Охотник из газетной статьи не любил свою собаку, а охотник из рассказа уважал Чанга как своего друга и помощника. - Как относится собака к своему хозяину? Найдите в тексте.

Словарная работа Иволга – певчая птичка из отряда воробьиных со звонким голосом.

Плес – 1) широкое водное пространство между островами; 2) участок реки, однородный по своим судоходным свойствам. Палить из ружья – стрелять часто, залпами. Палые листья – опавшие листья.

Крохаль – род птиц семейства утиных, питающихся преимущественно рыбой.

Дробь – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья. Ситник – луговая сорная трава, по внешнему виду напоминающая злаки ( растения со стеблем в виде соломы и с мелкими цветками в колосьях или метёлках).

Пролысина – незаросшее, не покрытое волосами, шерстью пятно. Невежа – грубый, невоспитанный.

Спаниель – порода охотничьих собак.

Кряква – дикая утка

Подранок – зверь или птица, раненные охотником. Ягдаташ – охотничья сумка для дичи. Подачка – кусок еды, брошенный животному.

Грузный – тяжеловесный. Сюртук – мужская двубортная одежда в талию с длинными полами.

Ломоть – отрезанный ножом плоский кусок хлеба, пирога. Давеча – недавно, незадолго до момента разговора.

Плотвица– небольшая пресноводная рыба из семейства карповых. Двустволка – двуствольное ружьё. Лоза – дерево, кустарник некоторых пород ив.

Подумай и ответь! Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?

Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?

Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник своего хозяина?

Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у иного хозяина?

Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома? ВЫБЕРи ВЫБЕРи Должна же быть от собаки хоть какая- то польза! Собака тосковала бы дома без хозяина. Хозяину с собакой в лесу не так скучно. Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

Как вы думаете, почему рассказчик «уже не жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чанга?

Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа Евгения Носова? ВЫБЕРи ВЫБЕРи Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. У. Мизнер Не богатство – друг, а друг – богатство. И. Стобей

Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?

Подведение итогов занятия: - Что важного вы усвоили сегодня? - Как вы теперь будете относиться к животным?

ВЫВОД: Помощь бывает разная. Одно дело помочь в чём-то повседневном, привычном: помочь маме донести сумки до дома, вынести ведро, убрать квартиру. Другое - оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается. И в такой ситуации бывает важным не только помочь человеку, но и подумать о том, не унизительна ли для него наша помощь, не задевает ли она его гордости и достоинства.

Домашнее задание: Напиши письмо-отклик хозяину Чанга. Нарисуй иллюстрацию к рассказу «Трудный хлеб» Подумай, как ты теперь будешь относиться к своим домашним любимцам? К природе? К друзьям?

«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их». У. Мизнер