Текущие и перспективные подходы НК «ЮКОС-Сибнефть» к взаимодействию с геофизическими компаниями Докладчик: Менеджер по развитию бизнеса ЗАО «ЮКОС ЭП» Завялец А.Н.
ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА АФФИЛИРОВАННЫЕ С НК «ЮКОС – Сибнефть» Геофизические Общества СНГЕО Геофимп Сибнефть-ННГФ 51% 100% 88% Акции (доли) Обществ Холдинга Якутскгеофизика ЛАРГЕ 100% Енисейгеофизика 43% 68% СГК 100% Виды услуг: морская геофизика, сейсморазведка, ГИС, перфорация, инженерное сопровождение бурения скважин. Годовой доход геофизических Обществ- $120 M, в т. ч. ГИС- $35 M, числ чел.
Сейсморазведка + ГИС ГИС СНГЕО Сибнефть- НБНГФ Якутскгеофизика 5,2%6%6% Сибнефть- НБНГФ СНГЕО ЮНГФ-Геофимп Прочие (доля каждого не превышает 10%) 1 млрд. долл. США 415 млн. долл. США Доли сервисных компаний ЮКОС-Сибнефть на рынке Геофизические компании ЮКОС- Сибнефть ЮНГФ-Геофимп Енисейгеофизика в 2003 г. потребность «ЮКОС-Сибнефть» в геофизических услугах - $104 M, в том числе сейсморазведка - $64 M и ГИС - $40 M;
СТРУКТУРА ДОХОДА ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ НК «ЮКОС-Сибнефть» ( 2003 г.) зависимость сервисов от заказов на услуги НК «ЮКОС-Сибнефть»; инвестиционные программы финансируются НК «ЮКОС-Сибнефть». Структура дохода ( %)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ УСЛУГ ПО НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМ ОБЩЕСТВАМ НК «ЮКОС» 2003 год: отсутствие конкурсного отбора подрядчиков на ГИС и перфорацию. монополия аффилированных геофизических Обществ НК в отдельных регионах.
Цена услуг Управление Установление цен на уровне не выше цен внешних поставщиков, либо среднерыночных цен на сопоставимые работы в сопоставимых регионах. Конкуренция Расчет затрат на услуги Частичное выделение доли заказов для сторонних поставщиков услуг; Внутренняя конкуренция между дочерними Обществами. Привлечение высокотехнологичных компаний (Шлюмберже, Халибартон, и др.) для геофизических работ и перфорации скважин. Внедрение существующих Стандартов Компании в дочерних Обществах. Альянсы дочерних и высокотехнологичных иностранных сервисных компаний. Финансовый контроль и внутренний аудит в дочерних Обществах. Использование системы планирования и контроля себестоимости услуг дочерних компаний. Внедрение системы инвестиционного планирования в дочерних Обществах, включающей расчет эффективности инвестиций. Механизмы взаимодействия НК «ЮКОС-Сибнефть» с геофизическими компаниями в 2003 г. Преобладание административных механизмов, позволяющих создать условия, максимально соответствующие рынку
Требования НК «ЮКОС-Сибнефть» к сервису получение качественных услуг по конкурентным ценам; выбор подрядчика на конкурсной основе (нет зависимости от монопольного поставщика); поэтапное ужесточение квалификационных требований к подрядчикам; дальнейшее развитие службы супервайзинга.; стимулирование условий создания рынка геофизических услуг; увеличение доли высокотехнологичных геофизических услуг в нефтедобыче; Эффективное обслуживание потребностей нефтедобывающих подразделений в геофизических услугах: создание службы Заказчика (Управление нефтепромысловых услуг); регламентное обеспечение перехода к конкурсному выбору подрядчиков; разделение технологии бурения скважин на бизнес-процессы и проведение Компанией НК тендеров по выбору подрядчиков на отдельные бизнес-процессы; создание и использование рейтинга подрядчиков, мониторинг сервисных услуг. разработка методики расчета предельно-минимальных расценок на услуги (антидемпинг); другие мероприятия направленные на формирование рынка услуг. Организационные мероприятия по обеспечению качественных сервисных услуг:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НК «ЮКОС-СИБНЕФТЬ» С АФФИЛИРОВАННЫМИ ГЕОФИЗИЧЕСКИМИ ОБЩЕСТВАМИ получение качественных услуг по конкурентным ценам; поэтапное сокращение участия на рынке НК «ЮКОС-Сибнефть» аффилированных геофизических Обществ и увеличение ими доли заказов на внешнем рынке; прекращение прямого финансирования закупок геофизического оборудования; приобретение и передача Обществам в лизинг оборудования необходимого для реализации специальных высокотехнологичных программ Компании; альянсы с высокотехнологичными компаниями; консолидация акций геофизических Обществ; разработка стратегии взаимоотношений Компании с дочерними Обществами; отсутствие в перспективе необходимости выполнения функций управления сервисным бизнесом со стороны Компании. Недопущение возникновения негативных последствий от продажи геофизических сервисных активов: с купка основных геофизических активов международными компаниями с последующим полным замещением прежних услуг своими дорогостоящими услугами; продажа сервиса покупателю, неспособному эффективно управлять бизнесом, что может привести, в том числе, к негативным социальным последствиям.