Выпускная работа слушателя ФГАОУ АПК и ППРО Карманова Виктора Петровича (г.Тамбов, Политехнический техникум) Тема курсов: Методические особенности системного использования мультимедийных средств обучения при организации учебного процесса Тема работы: Сценарий занятия по физике с использованием программно- методического комплекса серии «Интерактивные плакаты» Март
Тема занятия: Температура Цель занятия: Изучение понятия и свойств температуры тел как важнейшего параметра состояния термодинамической системы. Задачи занятия: Познакомить студентов с термодинамическим понятием температуры. Изучить принципы построения температурной шкалы. Выявить связи температуры газа с кинетической энергией молекул и другими параметрами состояния идеального газа. Учебные пособия и принадлежности: Для преподавателя: Для преподавателя: Интерактивная доска, ПК, проектор. Программно-методический комплекс «Молекулярная физика. Интерактивные плакаты. Часть 2». Для студентов: Рабочая тетрадь. Учебник «Физика».
1. Организационная часть Приветствие, проверка присутствующих на занятии. Объявление темы занятия, постановка цели и задач занятия. Запускается мультимедийная программа Запускается мультимедийная программа
2. Изучение нового материала Учебные вопросы: Термодинамическое понятие температуры. Способы измерения температуры. Температурная шкала. Связь температуры и кинетической энергии молекул.
Термодинамическое понятие температуры В термодинамике температура Т является величиной, характеризующей направление теплообмена между телами. В состоянии равновесия системы температура всех тел, входящих в систему, одинакова. В состоянии равновесия системы температура всех тел, входящих в систему, одинакова. Достижение состояния теплового равновесия системы после контакта двух тел с разной температурой иллюстрируется на доске в виде динамического слайда. Достижение состояния теплового равновесия системы после контакта двух тел с разной температурой иллюстрируется на доске в виде динамического слайда.
Способы измерения температуры Измерение температуры может быть основано на линейной зависимости давления газа Р от его температуры Т при постоянном объеме V, что было неоднократно доказано экспериментально (термоскоп Галилея, газовый термометр). Суть физических экспериментов показывается на доске в виде компьютерной анимации. Суть физических экспериментов показывается на доске в виде компьютерной анимации.
Температурная шкала Температурная шкала, устанавливаемая с помощью термометрического тела, называется эмпирической. Стоградусная шкала Цельсия основана на том, что температуры плавления льда и кипения воды соответственно равны 0 С и 100 С. Абсолютная термодинамическая шкала (Кельвина) имеет связь со шкалой Цельсия по формуле T = t + 273,15 K. На доске приводятся интерактивные иллюстрации температурных шкал, а также в виде табличных данных примеры температур в природе и технике (используется пункт меню «таблица»). На доске приводятся интерактивные иллюстрации температурных шкал, а также в виде табличных данных примеры температур в природе и технике (используется пункт меню «таблица»).
Связь температуры и кинетической энергии молекул Термодинамическая температура является мерой средней кинетической энергии теплового хаотического движения молекул идеального газа. Средняя кинетическая энергия молекулы газа пропорциональна термодинамической температуре и не зависит от состава газа и других параметров системы. Последняя зависимость выявляется и формулируется студентами в результате проблемной постановки вопроса при проведении виртуального физического эксперимента.
3. Контроль результатов усвоения Контрольные вопросы: Покажите стрелкой направление теплообмена между телами при данных условиях (используется инструмент «чертежник» - левый скриншот). Вставьте в текст пропущенные слова (в режиме «скрытый текст» - все три скриншота). Как будет меняться положение левого и правого столбиков газового термометра при нагревании газа в колбе и почему? (Правильный ответ иллюстрируется анимацией - правый скриншот.)
4. Заключение Обобщаются полученные знания (используется интерактивная шкала «Температура во вселенной»). Подводятся итоги занятия. Дается домашнее задание.