Тема 12. «Турбины авиационных ГТД. Редукторы и приводы» Занятие 1. «Общие сведения о турбинах авиационных ГТД, редукторах и приводах» Вопросы: 1.Назначение, классификация и требования, предъявляемые к турбинам. 2.Схема и принцип действия осевой газовой турбины. 3.Назначение, классификация и требования, предъявляемые к приводам силовых установок с ГТД.
Классификация турбин Вопрос 1. Назначение, классификация и требования, предъявляемые к турбинам Вопрос 1 end По направлению движения газа: - осевая; - радиальная. По числу ступеней: - одноступенчатая; - многоступенчатая. По форме межлопаточного канала РК: - активные (насосные стации, ВСУ); - реактивные. По конструктивным и другим признакам: - охлаждаемые (воздухом или топливом) и неохлаждаемые; - турбина газогенератора и свободная турбина; - имеется множество других вариантов. Требования к турбинам: - получение необходимой мощности при минимальных габаритах и весе; - высокий КПД; - надежная работа в течение всего ресурса.
Т р с Т*Т* Т р с Т*Т* Т Г А А w w Рис Ступень осевой турбины САРК 2 1 с0с0 f0f0 R рк R СА f РК1 f РК2 f СА1 R a РК R u РК R u СА R a СА c1c1 u w1w1 w2w2 c2c2 u f РК w, p, T, c f РК c, p, T 0 Вопрос 2. Схема и принцип действия осевой газовой турбины Вопрос 2
Основные параметры ступени турбины - степень понижения давления. Эффективная работа ступени турбины Потери в турбине 1. Профильные. 2. Концевые. 3. Вторичные.. 4. Потери кинетической энергии с выходной скоростью Вопрос 2. Схема и принцип действия осевой газовой турбины Вопрос 2
Термодинамические процессы в турбине υ р ад Δ L тр ст 1 ад Рис Расширение газа в ступени осевой турбины Политропическая работа ступени: L полСТ = L ад + ΔL трСТ Степень реактивности: КПД турбины: 1. Адиабатический 2. Мощностной Если ρ = 0, - турбина активная. Если 0 < ρ < 1, - турбина реактивная. 2 ад рк Вопрос 2. Схема и принцип действия осевой газовой турбины Вопрос 2 end
Назначение редуктора вертолета: - суммирование мощностей двигателей; - распределение мощности между НВ, РВ и агрегатами; - передача силы тяги НВ на корпус вертолета; - уменьшение частоты вращения выходного вала. Классификация 2. По количеству выходных валов. 1. По количеству входных валов. 3. По количеству ступеней редукции. 4. По виду зубчатых зацеплений. 5. По кинематической схеме. Рис Схема простой передачи cb а Рис Схема планетарной передачи n Рис.11.6 Многопоточная схема а – прямозубое; б – косозубое; в – шевронное; г – коническое; д – с круговым зубом; е – с внутренним зацеплением. Вопрос 3. Назначение, классификация и требования, предъявляемые к приводам силовых установок с ГТД Вопрос 2
Основные параметры редукторов 1. Передаточное отношение 2. КПД 3. Удельный вес Требования к редукторам: - обеспечение требуемого передаточного отношения и передаваемой мощности при минимальном весе и максимальном КПД; - минимальные габариты; - жесткость конструкции; - низкий уровень собственных вибраций; - независимость редуктора от деформаций планера; - автоматическое отключение отказавшего двигателя от редуктора. Вопрос 3. Назначение, классификация и требования, предьявляемые к приводам силовых установок с ГТД Вопрос 3
Назначение приводов – передача крутящего момента от ротора ГТД к двигательным и самолетным агрегатам Требования: - агрегаты не должны значительно увеличивать диаметральные габариты и массу двигателя; - размещение агрегатов должно обеспечивать свободный доступ для их осмотра, регулировки и замены; - кинематическая схема должна быть по возможности наиболее простой; - размещение агрегатов должно обеспечивать минимальную протяженность трубопроводов, коммуникаций и магистралей. Ведущий вал Ведомый вал Рис Схема обгонной муфты Вопрос 3. Назначение, классификация и требования, предъявляемые к приводам силовых установок с ГТД Вопрос 3 end