Центр региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ «Высшая школа экономики», Москва Научно-практический семинар по теме: «Особенности разработки административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом новых требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. 210-ФЗ» г. Ярославль Джужома Вероника Викторовна с тарший научный сотрудник, к.ю.н.
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Идеология разработки административных регламентов Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст ФЗ) 2 упорядочение административных процедур - установление четкого и понятного заявителю порядка действий по вопросу его обращения в орган власти, устранение избыточных административных процедур, если это не противоречит действующему законодательству, сокращение количества документов, представляемых заявителем для оказания услуги, применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, Ключевые цели регламентации услуг - конкретизация процедуры и оптимизация (повышение качества) предоставления государственных и муниципальных услуг Задачи внедрения административных регламентов
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Задачи внедрения административных регламентов снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа "одного окна", использование межведомственного информационного взаимодействия без участия заявителя при предоставлении услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, сокращение срока предоставления услуги, а также сроков исполнения отдельных административных процедур в рамках предоставления услуги. Орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку административного регламента, может установить в административном регламенте сокращенные сроки предоставления услуги, а также сроки исполнения административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по отношению к соответствующим срокам, установленным в законодательстве РФ, конкретизация ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур или административных действий, предоставление государственной или муниципальной услуги в электронной форме. 3
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Административные регламенты разрабатываются, исходя из: 1.Перечней государственных «региональных» и муниципальных услуг, утвержденных на региональном и муниципальных уровнях. 2.Сводного перечня услуг, размещенного на сайте 3.Плана-графика разработки и утверждения административных регламентов, одобренного координатором по проведению административной реформы. Правовая необходимость регламентации всех услуг «Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами» (ч. 1 ст ФЗ) «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами» (ч. 1 ст ФЗ) Административные регламенты разрабатываются в отношении: государственных услуг и муниципальных услуг в соответствии с определением, установленным 210-ФЗ, услуг, предоставляемых подведомственными учреждениями (открытый ?) 4 Объем работы
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото 5 Срок осуществления регламентации услуг Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу 210-ФЗ (ч.1 ст. 29), т. е. не позднее 30 июля 2012 г. Административные регламенты, принятые до вступления в силу 210-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с его положениями не позднее 1 июля 2012 г. (ч.2 ст. 29)
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото 6 Вертикаль властных полномочий и обязанность разработки и утверждения административных регламентов Общее правило ЧЬИ ПОЛНОМОЧИЯ – ТОГО И РЕГЛАМЕНТ (ст Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу) Исключение Исполнение органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий РФ, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также части полномочий федеральных органов исполнительной власти предоставлению государственных услуг, переданных органам исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом ФОИВа, если иное не установлено федеральным законом (ППр 373)
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото 7 Регламентация переданных полномочий (указания Минэкономразвития РФ) Уровень публичной власти Что делают ФОИВ Принимают административные регламенты в рамках передаваемых полномочий Осуществляют контроль (надзор) за исполнением федерального административного регламента РОИВ В случаях, предусмотренных законом: Вправе принять административные регламенты, соответствующие федеральным; В отдельных случаях, предусмотренных законом: Принимают свой административный регламент, который отменяется после утверждения административных регламентов ФОИВ РФ
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото 8 История регламентации деятельности органов исполнительной власти Превышение полномочий и бездействие органов в части принятия Административных регламентов «Пустые» регламенты Соотношение 210-ФЗ с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Регламент услуги и функции одновременноНазвания регламентов и услуг
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото 9 Порядок разработки административных регламентов 1. Разработка проекта административного регламента - осуществляет орган, предоставляющий услугу 2. Опубликование и экспертиза проекта регламента (в среднем 1-2 месяца) а. экспертиза в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов б. заключение об оценке регулирующего воздействия (при необходимости) в. размещение на официальном сайте органа-разработчика или на региональном (муниципальном) сайте г. предварительное согласование административного регламента с органами (организациями), участвующими в предоставлении услуги, в части представления замечаний и реакции на них (факультативно) 3. Доработка проекта административного регламента по представленным замечаниям (заключениям) либо урегулирование разногласий 4. Утверждение и официальное опубликование проекта административного регламента Внесение изменений в административный регламент осуществляется в том же порядке
Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото 10 Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за исключением физических и юридических лиц, принимавших участие в разработке проекта административного регламента не может проводиться организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента Проект административного регламента размещается на официальном сайте органа - разработчика административного регламента. Срок размещения – не менее месяца. Непоступление заключения независимой экспертизы в срок не является препятствием для направления на «официальную» экспертизу. Заключение уполномоченного органа при проведении «официальной» экспертизы дается: - в срок не более 20 рабочих дней - однократно - проект не визируется
Высшая школа экономики, Москва, Новые требования к административным регламентам
Высшая школа экономики, Москва, Межведомственное взаимодействие В соответствии с новыми правилами стандарт услуги, предусмотренный административным регламентом, должен содержать: исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем исчерпывающий перечень документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций Указывается запрет требовать от заявителя: документов и информации или действий, не предусмотренных НПА, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с НПА всех уровней Заявитель должен быть проинформирован о своем праве не предоставлять документ и об обязанности органа его запросить, а также о процедуре и сроках запроса
Высшая школа экономики, Москва, Предоставление услуги в электронном виде ОБЯЗАТЕЛЬНО рекомендуется согласование объема электронной компоненты с уполномоченным органом в сфере формирования Электронного правительства на региональном уровне во избежание неработающих положений административного регламента ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ необходимость изменения административного регламента при эволюции процедур и совершенствовании механизмов взаимодействия в электронном виде ГДЕ ОТРАЖАЕТСЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕГЛАМЕНТЕ Информирование заявителя Перечни и форма документов Начало предоставления услуги Исполнение административных процедур, в том числе, межведомственное взаимодействие Определение объема «электронной компоненты» в процедурах предоставления услуги Ориентир – этапность, зафиксированная в Распоряжении Правительства РФ 1993-р от 17 декабря 2009 г. N 1993-р
Высшая школа экономики, Москва, Этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде Содержание этапа Предельные сроки реализации этапа I этап размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) до 1 декабря 2010 г. II этап размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде до 1 января 2011 г. III этап обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) до июля 2012 г. IV этап обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) до 1 января 2013 г. V этапобеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом до 1 января 2014 г. Приложение N 2 к распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р
Высшая школа экономики, Москва, Разбор типовых ошибок при разработке административных регламентов
Высшая школа экономики, Москва, Содержательные ошибки при разработке административных регламентов «Отрицательный» результат предоставления государственной услуги Органы, участвующие в предоставлении услуги, и органы, ответственные за предоставление услуги Неправильный подсчет сроков Открытые перечни документов, НПА, оснований для отказа Доверенность, согласие, заявление в перечне документов и приложениях к АР
Высшая школа экономики, Москва, Процедурные ошибки при разработке административных регламентов «Регламент на все времена» - типовой регламент предоставления государственной (муниципальной) услуги (функции) на базе МФЦ в электронном виде Регламентация положений о межведомственном взаимодействии до 1 июля 2012 г. Блок-схема в административном регламенте Принятие «совместного» регламента
Высшая школа экономики, Москва, Ошибки юридической техники Понятийный аппарат – услуга / функция Глоссарий – быть или не быть? Сокращения и их применение. Бланкетные нормы и «внутренние» ссылки на положения АР в регламенте Указание источников опубликования НПА 59-ФЗ и его использование
Центр региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Институт государственного и муниципального управления Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» , Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495)