ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ – ХХI века
Наука 20 ВЕК Годы Исторические факты Изменения в естественно-научной картине мира на рубеже 20 века 1900 Основание квантовой теории М.Планком, возникновение атомистических представлений об энергии (квант энергии) Основание специальной теории относительности А.Эйнштейном Основание волновой механики Л. де Бройлем, Э.Шредингером, В.Гейзенбергом Основание квантовой механики М.Борном, В.Гейзенбергом, П.Иорданом, П.Дираком Формулировка В.Гейзенбергом «принципа наблюдаемости» М.Планк. «Пути физического познания» В.Гейзенберг. «Изменения в основаниях естественных наук».
Позитивизм Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис: все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук.
Позитивизм
ПРАГМАТИЗМ Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. По Джемсу, высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаём» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем. В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях» Организм, ориентирующийся в окружающей среде, основной предмет исследования для прагматизма. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым ввиду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений. Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. По Джемсу, высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаём» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем. В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях» Организм, ориентирующийся в окружающей среде, основной предмет исследования для прагматизма. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым ввиду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений.
ПЕРСОНАЛИЗМ
Филосо́фская антрополо́гия (филосо́фия челове́ка) В широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? В философии позднего Шелера речь идёт о двойственной основе сущего состоящей из энергетически самостоятельного, мощного порыва и бессильного духа. «Центр актов, говорит Шелер, в котором дух проявляется в области конечного бытия, мы хотим обозначить понятием личности, радикально отличным от всех функциональных центров жизни, которые при рассмотрении их изнутри называются душевными центрами». В широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? В философии позднего Шелера речь идёт о двойственной основе сущего состоящей из энергетически самостоятельного, мощного порыва и бессильного духа. «Центр актов, говорит Шелер, в котором дух проявляется в области конечного бытия, мы хотим обозначить понятием личности, радикально отличным от всех функциональных центров жизни, которые при рассмотрении их изнутри называются душевными центрами».
Философия жизни
Экзистенциали́зм или философия существования Направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В экзистенциализме человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты с окружающими. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. В экзистенциализме человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты с окружающими. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей.
ФРЕЙДИЗМ Основная движущая сила развития личности представлена инстинктивными влечениями сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя бессознательное человека. Согласно фрейдистской метапсихологии, доступ вытесненного содержимого из области бессознательного к сознанию возможен исключительно в символической форме к примеру, в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов Оно, Я и Сверх-Я; Базовое для ортодоксального психоанализа понимание психического аппарата рассматривает последний состоящим из трех инстанций Оно, Я и Сверх-Я; Оно вмещает в себя требующие удовлетворения влечения, в то время как Сверх-Я (формирующееся посредством социализации человека) выступает в роли «цензора» личности. Конфликт между двумя инстанциям разрешается структурой Я, основной задачей которой состоит «примирение» между желаемым и допустимым, что осуществляется путём выработки определенных защитных механизмов. Основная движущая сила развития личности представлена инстинктивными влечениями сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя бессознательное человека. Согласно фрейдистской метапсихологии, доступ вытесненного содержимого из области бессознательного к сознанию возможен исключительно в символической форме к примеру, в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов Оно, Я и Сверх-Я; Базовое для ортодоксального психоанализа понимание психического аппарата рассматривает последний состоящим из трех инстанций Оно, Я и Сверх-Я; Оно вмещает в себя требующие удовлетворения влечения, в то время как Сверх-Я (формирующееся посредством социализации человека) выступает в роли «цензора» личности. Конфликт между двумя инстанциям разрешается структурой Я, основной задачей которой состоит «примирение» между желаемым и допустимым, что осуществляется путём выработки определенных защитных механизмов.
ПОСТМОДЕРНИЗМ Этот термин обозначает структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до- постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи
Разные понимания постмодернизма Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму): «Постмодернизм это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности». Постмодернизм общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар). Постмодернизм эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас)
ПОСТМОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ В философии постмодернизма отмечается сближением её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как справедливость или правота утрачивают свое значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.
19001-й Всемирный философский конгресс (Париж) й Всемирный философский конгресс (Женева) й Всемирный философский конгресс (Гейдельберг) й Всемирный философский конгресс (Неаполь) й Всемирный философский конгресс (Болонья) й Всемирный философский конгресс (Нью-Йорк) й Всемирный философский конгресс (Оксфорд) й Всемирный философский конгресс (Прага) й Всемирный философский конгресс (Париж) й Всемирный философский конгресс (Амстердам) й Всемирный философский конгресс (Брюссель) й Всемирный философский конгресс (Венеция) й Всемирный философский конгресс (Мехико) й Всемирный философский конгресс (Вена) й Всемирный философский конгресс (Варна) й Всемирный философский конгресс (Дюссельдорф) й Всемирный философский конгресс (Монреаль) й Всемирный философский конгресс (Брайтон) й Всемирный философский конгресс (Москва) й Всемирный философский конгресс (Бостон) Всемирный философский конгресс (Стамбул) й Всемирный философский конгресс (Сеул) й Всемирный философский конгресс (Афины)