Использование лексического материала с целью развития языковой компетентности младшего школьника.
Речь – это канал развития интеллекта. При решении лингвистическо – проблемной задачи ребенок испытывает интерес, который формирует мотивацию к изучению родного языка и создает предпосылки развития языковой личности ребенка.
Найди лишнее словосочетание, которое по смыслу не подходит к остальным. 1. Золотая осень, ранняя весна, холодная зима, студеный январь, жаркое лето. 2. Ткацкая фабрика, сельский учитель, строитель метро, зубной врач, водитель автобуса. 3. Красивый ситец, дорогая шерсть, гладкий сатин, легкий крепдешин, ситцевое платье.
Подобные задания можно составить на основе синонимического ряда, например: 1.Работать, трудиться, действовать, доставлять. 2.Бежать. мчаться, спешить, ехать. 3.Темнота, мрак, тьма, мгла, вечер, потемки. 4. Труд, работа, занятие, писатель, деятельность.
Вставь по аналогии. Проанализируй следующие ряды слов и впиши вместо пропусков необходимые слова. …..- сердце, а машина - ….. …..- вечером, а завтрак - …. Птица летать, змея - …. ….. жаркое, а зима ….. Ручка - писать, а …… - рисовать.
Составь пропорции. Слова и (цифры ), образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Попробуй понять принцип построения и составь аналогичную пару из слов (и цифр ) второй группы. Слонфиалка Зверьлист, запах, растение, зеленое 34 67, 9, 2, 8 высокийнизкий широкиймаленький, легкий, узкий, тонкий
Проведи аналогию. Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. (Подумай, почему они связаны) Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди четвертое слово. Школа – обучение = больница - ….. (Доктор, ученик, лечение, учреждение, больной)
Найди лишнее слово. Перед тобой слова, которые объединены в группы по смыслу. В каждой группе одно из пяти слов лишнее. Зачеркни его. Объясни, почему ты зачеркнул именно это слово. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. Река, озеро, мост, пруд, море. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.
Выбери два главных слова. Выбери из скобок и подчеркни два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) Река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Очень интересным заданием являются лингвистические загадки. Их решение зашифровано в самом тексте. Например: 1. Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый, сырой) 2. Три зайца – сколько хвостов? (один сколько зайца не три, хвост у него)
Фразеологические обороты обогащают наш язык, делают речь яркой, образной, меткой. Вместо точек вставь нужное слово. Как …. вода (с курицы, с утки, с гуся ); как … на голову (снег, дождь, град); убить ….зайцев ( трех, четырех, двух); …… соли съесть (пуд, фунт, килограмм); как за ….. стеной ( деревянной, глиняной, каменной); как …. лист дрожит ( березовый, кленовый, осиновый).
Объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Находить общий язык. С гулькин нос. Обвести вокруг пальца. Пальчики оближешь. Каши не сваришь. Черепашьим шагом. Подсказки (не договоришься, дела не сделаешь; очень медленно; добиваться полного взаимопонимания; очень вкусный, аппетитный; ловко, хитро обмануть, очень мало)
Замени выделенные фразеологизмы одним словом. Все бежали как на пожар. Туристы берегли спички как зеницу ока. Рыбы в нашем озере пруд пруди.
Посмотри на рисунки. Вспомни известные фразеологизмы В бирюльки играть
Лезть на рожон
Засучив рукава. Спустя рукава.
Точить лясы
Сесть в лужу