Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году. Рисовать начал очень рано и сам говорил об этом так: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». Он вставал вместе с солнцем, перекидывал через плечо аккуратный, как все, что у него было, ящичек с красками, брал краюху хлеба и уходил на весь день в леса и поля писать этюды.
После окончания гимназии некоторое время учился живописи за границей. Вернувшись на родину, стал учеником известного живописца Ильи Ивановича Репина
В годы учебы начинает формироваться «художественный стиль» Билибина. Он разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление книги в одном стиле. Его метод работы: он не рисовал отдельных картинок, а целиком создавал ансамбль книги от обложки до шрифта.
Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман.
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.
В самом начале двадцатого века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал «преддверием тридевятого царства». В поездках по глухим провинциям он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. По материалам своих поездок он написал несколько статей.
Новый художественный стиль стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию театральной декорации и книжной графики.
Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка",
«Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная»,
"Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",
к сказкам А. С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и многим другим.
Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированн ый цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.
И сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо.
Судьба Билибина сложилась непросто. После октябрьской революции он несколько лет прожил за границей. Потом ему разрешили вернуться в Советскую Россию, где он сотрудничал с государственным издательством. В 1941 году началась война, а вслед за тем блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля 1942 года художник умирает.
Назовите произведения устного народного творчества и русских писателей, к которым создал иллюстрации Иван Яковлевич Билибин Предлагаю вам викторину.
Презентацию выполнила ученица 3 класса Габидулина Полина