Авторы воспитатели: Павлова Ольга Юрьевна, Карасёва Алина Сергеевна Место выполнения работы : МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 17 «ЗЕМЛЯНИЧКА», г. БЕРДСКА
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Цель проекта : : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц. 2. Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание). 3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. 4. Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме. Сроки работы : декабрь – февраль. Тип проекта : информационно-творческий Участники проекта: дети подготовительная логопедическая группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап – основной ( практический) III этап- заключительный Методы и приёмы: Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал. Экскурсии в зимний период. Наблюдение за птицами. Сбор и обработка информации.. Творческая работа.
I этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы». Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей». Подвижные игры «Совушка». «Воробушки и автомобиль». «Воробушки и кот».
Познавательная деятельность Формирование целостной картины мира: Тема: «Зимующие птицы» Цели: формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Цель: обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели. Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах». «Пользу или вред приносят птицы?». «Меню птиц». «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашего края на книжной полке.
Коммуникация Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Художественное творчество Рисование «Зимующие птицы» Цель: развитие интереса и положительного отношения к нетрадиционной технике рисования – ладошками. Лепка «Учимся лепить птиц» Цель: обучение умению лепить птиц из целого куска.
Домашние задание родителям Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.). Изготовить совместно с ребенком кормушку. Подобрать корм, развивать словарный запас. Выучить стихотворение о зимующих птицах. Подобрать загадки о зимующих птицах. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
Птица КормКормушка Способ употребления Голуби, воробьи, ворона любой Устойчивая, крепкая Клюют быстро, судорожно, предпочтительно возле кормушки. Синица Сало, зерно, семечки, пшено, геркулес Маленькая, недоступная воробьям Берёт по зёрнышку держит лапами и долбит клювом часто перелетает на дерево Снегирь, дрозд Бусы из рябины, крупа Предпочитают отдалённые кормушки Клюют быстро, аккуратно
III этап - заключительный Оформление результата проекта в виде презентации. Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц». Результаты реализации проекта. Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). Р азвивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.