Физика 11 класс Учитель физики БМОУ « СОШ 63 Темирсултанова Т. М.
Какой - то раб, его в лицо ты знаешь, Вверх поднял руку левую свою ; Она с такою силой запылала, Как будто двадцать факелов горело ; И что ж рука осталась невредимой... Вчера ночная птица в самый полдень На площади уселась, оглашая Окрестности своим зловещим криком. Когда так много видится чудес, Нельзя сказать : « естественны они ». Уверен я, что горе предвещают Они ) местам, в которых проявились ». 1) Какое природное явление можно объяснить самовозгорания руки раба ? 2) Как возникает это свечение ? 3) За счет какой энергии возбуждаются атомы ?
Зимой 1952 года в Мурманской области в магазин привезли свежемороженую треску. Работник магазина принимал ее в темном помещении при свете фонаря. Когда он кончил работу и потушил фонарь, то с удивлением и испугом увидел : руки его светятся. Более того, в темноте перед ним открылась еще более поразительная картина : вся рыба и даже полка, на которой она лежала, светились. 1)Какова причина свечения «Жар - рыбы»? 2)За счёт какой энергии возбуждаются атомы?
Спектры испускания сплошной линейчатый полосатый Спектры поглощения
Состоит из отдельных линий разного или одного цвета, имеющих разные расположения Испускается газами, парами малой плотности в атомарном состоянии Позволяет по спектральным линиям судить о химическом составе источника света
Для получения спектра излучения видимого диапазона используется прибор, называемый спектроскопом, в котором детектором излучения служит человеческий глаз.
В спектроскопе свет от исследуемого источника 1 направляется на щель 2 трубы 3, называемой коллиматорной трубой. Щель выделяет узкий пучок света. На втором конце коллиматорной трубы имеется линза, которая расходящийся пучок света преобразует в параллельный. Параллельный пучок света, выходящий из коллиматорной трубы, падает на грань стеклянной призмы 4. Так как показатель преломления света в стекле зависит от длины волны, то параллельный поэтому пучок света, состоящий из волн разной длины, разлагается на параллельные пучки света разного цвета, идущие по разным направлениям. Линза 5 зрительной трубы фокусирует каждый из параллельных пучков и дает изображение щели в каждом цвете. Разноцветные изображения щели образуют разноцветную полосу спектр.
Спектр можно наблюдать через окуляр, используемый в качестве лупы. Если нужно получить фотографию спектра, то фотопленку или фотопластинку помещают в том месте, где получается действительное изображение спектра. Прибор для фотографирования спектров называется спектрографом.
СПЕКТРОГРАФ ВЫСОКОРАЗРЕШАЮЩИЙ NSI-800GS СПЕКТРОГРАФ / МОНОХРО МАТОР СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ
Состоит из большого числа тесно расположенных линий Дают вещества, находящиеся в молекулярном состоянии
Это спектры, содержащие все длины волны определенного диапазона. Излучают нагретые твердые и жидкие вещества, газы, нагретые под большим давлением. Одинаковы для разных веществ, поэтому их нельзя использовать для определения состава вещества
Характер спектра зависит не только от свойств отдельных излучающих атомов, но и от взаимодействия атомов друг с другом. Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.
Это совокупность частот, поглощаемых данным веществом. Вещество поглощает те линии спектра, которые и испускает, являясь источником света Спектры поглощения получают, пропуская свет от источника, дающего сплошной спектр, через вещество, атомы которого находятся в невозбужденном состоянии
Разработан в 1859 году немецкими учеными Г. Р. Кирхгофом и Р. В. Бунзеным Густав Роберт Кирхгоф Роберт Вильгельм Бунзен Uchim.net
Открываются новые элементы : рубидий, цезий и др ; Узнали химический состав Солнца и звезд ; Определяют химический состав руд и минералов ; Метод контроля состава вещества в металлургии, машиностроении, атомной индустрии. Состав сложных смесей анализируется по их молекулярным спектрам.
Излучение какого тела является тепловым ? Лампа дневного света Лампа накаливания Инфракрасный лазер Экран телевизора А Б В Г
Исследователь с помощью оптического спектроскопа в четырех наблюдениях видел разные спектры. Какой из спектров является спектром теплового излучения ? А Б В Г
только азота (N) и калия ( К ) только магния (Mg) и азота (N) азота (N), магния (Mg) и другого неизвестного вещества магния (Mg), калия ( К ) и азота (N) На рисунке приведен спектр поглощения неизвестного газа и спектры поглощения паров известных металлов. По анализу спектров можно утверждать, что неизвестный газ содержит атомы А Б В Г
Для каких тел характерны полосатые спектры поглощения и испускания ? Для нагретых твердых тел Для нагретых жидкостей Для разреженных молекулярных газов Для нагретых атомарных газов Для любых перечисленных выше тел А Г Д В Б
ВОДОРОДА ( Н ), ГЕЛИЯ ( НЕ ) И НАТРИЯ (NA) ТОЛЬКО НАТРИЯ (NA) И ВОДОРОДА ( Н ) ТОЛЬКО НАТРИЯ (NA) И ГЕЛИЯ ( НЕ ) ТОЛЬКО ВОДОРОДА ( Н ) И ГЕЛИЯ ( НЕ ) На рисунке приведен спектр поглощения неизвестного газа и спектры поглощения атомов известных газов. По анализу спектров можно утверждать, что неизвестный газ содержит атомы : А Б В Г
Для каких тел характерны линейчатые спектры поглощения и испускания ? Для нагретых твердых тел Для нагретых жидкостей Для разреженных молекулярных газов Для нагретых атомарных газов Для любых перечисленных выше тел А Б В Г Д
Задание 1. Определить наличие следов крови на образцах одежды подозреваемого в убийстве. План действий при исследовании: - Какого типа спектр необходимо получить для исследования, чтобы органические вещества живых тканей не разрушились под воздействием высоких температур? - Что такое гемоглобин? - Сравните спектр образцов одежды подозреваемо го (2) с эталоном спектра крови (гемоглобина) (1) из « Атласа спектральных линий ». - Сформулируйте свой вывод. Задание 2. Определите наличие яда в тканях стенок желудка погибшего. План действий при исследовании: - Сравните спектр образцов ткани стенок желудка (1) с эталоном спектральных линий из « Атласа спек тральных линий » (2).
Проведите спектральный анализ двух звёздных объектов и дайте его сравнительные результаты. Спек тры : / - Солнца ; 2 - водорода ; 3 - гелия ; 4 - Сириуса ; 5 - Бетельгейзе.'. План действий при исследовании : - К какому типу относится данный спектр ? - Используя эталоны спектров, проведите качествен ный и количественный химический анализ Солнца ( У ).. - Проведите такой же анализ для звёзд Сириус (4) и Бетельгейзе (5). '- Изучите таблицу « Характеристики спектраль - ных классов звёзд » ( электронный вариант - « Откры тая астрономия -2,5»). - Используя таблицу и результаты своих исследо ваний, составьте научный отчёт о данных объектах ( в любой удобной для вас форме ). Характеристики спектральных классов звёзд Таблица
С каким настроением вы работали на уроке ? Как вы оцениваете полученные знания по данной теме ( глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные )? Какая форма работы на уроке вам понравилась ?