Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ РЦ СППН «Зеркало» Гармонова А.А. Абрарова Э. Х.
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной. Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует систему восприятия.
Василий Александрович Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Зачем развивать мелкую моторику? Развитие мелкой моторики рук - один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно длителен. Тренировку рук необходимо проводить при любом удобном случае, находясь на прогулке и дома. Очень полезно проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами, с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т.п.
Включение пальчиковых игр и упражнений на занятии вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Игры можно разделить на несколько видов: - игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущения и восприятия) - игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений) Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования.
Следует придерживаться правил: o Задание подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложности. o Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. o Работа проводится регулярно, систематически. o Соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка. o Упражнения и занятия превращают в занимательную игру, что бы повысит интерес детей к их выполнению. o Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Средства развития мелкой моторики 1 Пальчиковые игры 2 Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке 3 Мозаика 4 Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков 5 Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. 6 Нанизывание пирамидки, собирание матрешки 7 Рисование 8 Аппликация 9 Переборка круп 10 Лепка из глины и пластилина 11 Изготовление поделок из природного материала 12 Нанизывание бус и пуговиц 13 Всасывание пипеткой воды 14 Сматывание шерстяной пряжи в клубки
Полезная литература 1. Елены Косиновой «Гимнастика для пальчиков.Развиваем моторику» Москва: Эксмо, 2009 г. 2.О.Узоровой, Е. Нефедовой «Пальчиковая гимнастика» Москва, АСТ: Астрель, М.С. Рузиной и С.Ю. Афонькина «Страна пальчиковых игр» 4.Е. Синицыной «Умные пальчики» Москва : ЛИСТ, Е. Синицыной «Умные занятия» Москва : ЛИСТ, Интересные пальчиковые игры и упражнения по коррекции мелкой моторики можно найти на сайтах:
Фигурки из пальцев Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам Лодка Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз. Стол У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. Цепочка Пальчики перебираем И цепочку получаем. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Собака У собачки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Кошка А у кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. Зайка и ушки Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны Птичка Пальчики - головка, Крылышки - ладошка. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Коза У козы торчат рога, Может забодать она. Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим. Гусь Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Петушок Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Замок Пальцы сплетем и замок мы получим. Повторим еще, и получится лучше. Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Поделки из соленого теста А. Бруштунова Листья, зелень, травку ли – Съела всё внизу И, цепляясь лапками, Вверх теперь ползу.
Спасибо за внимание!