Тема урока: Влияние хороших и плохих поступков на характер человека.
« Твои поступки – плоды твоих помыслов» (народная мудрость), «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» (И.Гете), «Посеешь поступок – пожнешь привычку».
Что такое поступок? Действие – то, что человек совершает необдуманно (не задумываясь): ест, дышит, машет рукой. Поступок – то, что человек совершает после выбора: сказать – не сказать, делать – не делать, украсть – не украсть.
Ситуация на вокзале. (по книге В.Бушелевой «Поговорим о воспитанности») «В плотном потоке людей, хлынувшем из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками, всякой поклажей. - Давайте вашу корзину, - тронул ее за руку мальчик лет 15-ти. Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал: - Ох, и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло! А другой откликнулся: - Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь».
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?» «…Вот человек, что скажешь ты о нем?»- Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?» Дагестанский поэт Расул Гамзатов
Правила «Не»: - Прежде чем оценивать поступки других, научись оценивать свои. - Не делай вывода, не узнав причины. - Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого человека.
Например, ты и твой друг договорились погулять во дворе. Ты ждёшь, а его всё нет. Наконец он появился, но пробежал мимо, что-то крикнув. На другой день ты, обиженный, с ним не разговариваешь, решив, что он плохой. А позже выяснилось, что у него потерялся младший брат, которого он и разыскивал.
Подумай, правильно ли дети оценили своего товарища Егора. Егор был очень нелюдим. Ох, как бы подружиться с ним? А может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут. И вот уже под Новый Год Узнали о Еже, Что Ёжик с матерью живёт В подвальном этаже, Что нет отца, а мать больна. Давно уж не встаёт она.
Определи правильный вариант продолжения предложения. Для того, чтобы оценивать поступки других, надо уметь оценивать свои поступки; 2. любить давать оценки поступкам; 3. узнать причину поступка
Твои поступки. Учусь оценивать свои поступки. Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. Сухомлинский В. А.
Ответь своими словами. 1. Поступок – это ….. 2. Как можно отличить хороший поступок от плохого?
Проанализируй свои поступки за неделю… Хорошие поступки (горжусь собой) Плохие поступки (неприятно вспоминать, стыдно) посчитай и запиши количество
«Хорошо – плохо» Раздели поступки в два столбика. Порвал рубашку, вежливо разговаривал, защитил слабого, обидел друга, помог одеться малышу, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.
Рассмотрите ситуацию Подросток сидит, развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встает рядом. Подросток закрывает глаза, делает вид, что спит. Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Заслуживает ли оно одобрения?
Рассмотрите ситуацию. Женщина несла тяжелую сумку. Поскользнувшись, она упала, из сумки выпал батон, яблоки покатились по асфальту. Мимо проходили два подростка; увидев эту сцену, они рассмеялись. Прохожий, помогая женщине подняться, сказал ребятам: «Как вам не стыдно!». «А мы ничего такого не сделали» - удивились они. «Вот за это вам и должно быть стыдно!», - сказал прохожий. 1. Как вы оцениваете такое поведение подростков? 2. Как бы вы отнеслись к данной ситуации, если на месте женщины оказалась ваша мама.