Формирование навыков чтения в условиях реализации ФГОС НОО Автор: Исаева Т.С. МБОУ СОШ 31 п. Родники уч.год
Актуальность проблемы: Формирование навыков чтения Работа с информацией Выполнение условий ФГОС
Цель работы:Цель работы: формировать читательскую компетентность в условиях организации системно- деятельностного подхода. Создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания на этапе реализации ФГОС НОО.
Задачи работы выявление и проектирование оптимальных психолого- педагогических условий, способствующих формированию навыков чтения младших школьников, способствующих развитию мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных развивающих упражнений развитие потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности создание читательского взаимодействия: ученик-учитель - родитель- библиотекарь- логопед
Основная проблема : как повысить качество чтения уровень понимания прочитанного
Пути решения установить причину низкой читаемости детей изучить специальные упражнения, влияющие на качество чтения и применять их в работе информировать родителей о их большой роли в этом процессе вести мониторинг по предмету применение современных инновационных технологий создание системы упражнений
Система упражнений «Чтение с увлечением» 1 этап изучение букв 2 этап совершенствованию навыков чтения 4 этап формирование умений сознательного чтения
Разминка (дыхательная гимнастика) вдох носом, выдох через рот ; вдох, задержка дыхания, выдох ; вдох, выдох по порциям. проводится на всех этапах
1 этап. Изучение букв «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв», «Какой буквы не стало», «Переделать букву», «Дописать букву», «Волшебный мешочек»
2 этап.Упражнения в работе по совершенствованию навыков чтения упражнения, направленные на развитие четкости произношения упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст
Упражнения для развития четкости произношения: чтение шепотом и медленно ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару. чтение тихо и умерено арка арца арта арда арла арча арса аржа чтение громко и быстро гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок
РАБОТА СО СЛОГАМИ. «Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.) Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т.д. «Узнай буквы и составь слог». «Цветы» (чтение слогов на лепестках). «Слова рассыпались на слоги». «Соедини слоги в слова». «Забей мяч в ворота».
чтение наложенных друг на друга слов чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ Упражнения для развития правильности чтения
чтение по таблице – треугольнику. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги) ролевое чтение чтениеигра в прятки и мнимое слово. Игра в прятки: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Мнимое слово: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Чтение за диктором. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения. хоровое чтение Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
«Заколдованное слово».Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку. Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Упражнения для развития у учащихся скорости чтения чтение с подсчётом слов (строчек) Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы. поиск в тексте заданных слов чтение с полосками чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой метод ритмических фиксаций ежеурочные пятиминутки чтения чтение пунктирно написанных слов поиск в тексте заданных слов чтение текста через слово быстрое многократное произнесение предложений
3 этап.Упражнения направленные на формирование умений сознательного чтения чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом чтение текста с добавлением недостающего слога, слова поиск в тексте смысловых несуразностей поиск отрывков из разных текстов поиск окончания предложения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно. Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать. Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.
Упражнение направленные на работу с информацией создание иллюстрации настроение произведения в цвете создание паспорта «Цветопись» « Пятиминутное эссе»
Упражнения активного чтения «Толстые и тонкие вопросы» Чтение с остановками Упражнения по активизации ранее полученных знаний Ассоциация Ключевые слова «Да – нет» Упражнения по графической организации учебного материала Составление кластера «Перепутанные логические цепочки»
Упражнения при групповой работе : « Шесть шляп критического мышления «Учебный мозговой штурм» «Письмо по кругу» «Чтение с пометками»
работа с родителями
Маркировочные таблицы Мониторинг чтения для самоконтроля __Ф.И.учащегося________ Знаю Хочу узнать Узнал ( а ) Дата Кол - во слов в минуту Осознанность Правильность 12 декабря 40 - цвет отлично справился - справился при помощи учителя одноклассников - не справился
Памятка « Домашнее чтение » 1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой. 2. Посмотри, кто автор произведения. 3. Внимательно прочитай весь текст. 4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен. 5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых. 6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста. 7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста. 8. Составь план пересказа текста. 9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица). 10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя. 11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение. 12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Правила чтения 1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40– 45 минут в день. 2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. 3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен. 4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста. 5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы. 6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы. 7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам. 8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной. 9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге. 10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
Памятка для родителей « Как помочь ребенку полюбить чтение » Слушайте, то что читает ребенок Беседуйте о прочитанном материале с ребенком, разъясняйте непонятные слова и смысл текста Запишите его в библиотеку Просматривайте выбор книг ребенка для чтения Расскажите о своих любимых книгах и авторах Читайте сами книги
Анкета для родителей Анкета для родителей 1. Любит ли ваш ребенок читать? а) читает охотно ; б) не очень ; в) не любит – 2. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок? а) читать сам б) слушать чтение взрослых ; в) по-разному 3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок? а) хвалите ; б) ругаете ; в) как получится, слушаю, поправляю 4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух? а) да б) нет 5. сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок? а) да б) нет. 6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу? а) да б) иногда в) нет г) по вопросам 7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? а) очень часто б) иногда в) очень редко 8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера? а) очень часто б) иногда в) очень редко
Источники информации dovateli_shkole/19_1/ dovateli_shkole/19_1/ ya/grishanova.pdf ya/grishanova.pdf chtenia_3kl/2. html chtenia_3kl/2. html Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. М., С. 42- Корнев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей » С - Петербург, Издательский Дом « МиМ », 1997.
Спасибо за внимание !