ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Ковтун Римма Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Южно-Степная СОШ, Карталинский муниципальный район
Идея мастерских пришла к нам из Франции. "Atelie" так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно используется слово "демарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова " atelie " мастерская.
Мастерская педагогическая это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
отличие мастерской от прочих видов учебной деятельности: В мастерской педагог наставник, благодаря которому ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера. Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками.
Типы мастерских мастерская построения знаний, мастерская творческого письма (или просто письма), мастерская построения отношений, мастерская ценностных ориентаций, мастерская по самопознанию, проектная мастерская
Алгоритм "мастерской построения знаний" Первый этап индуктор. слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция.
Третий этап это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.) Четвёртый этап - промежуточная рефлексия. Пятый этап обращение к новой информации и её обработка (словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний...)
Шестой этап исправление или обновление созданного учеником. Седьмой этап итоговая социализация (все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... ) Последний этап рефлексия. (Что я открыл сегодня в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?)
Законы мастерской Ценностно-смысловое равенство всех участников; Право каждого на ошибку; Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний (самооценка и самокоррекция); Предоставление свободы в рамках принятых правил; Значительный элемент неопределённости, загадочности в заданиях;
Законы мастерской Диалог главный принцип сотрудничества. Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Решительное ограничение практической деятельности мастера- руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.
Интегрированная мастерская «Вот что-то к саду подошло…» I этап – индуктор: -Попадали ли вы когда-нибудь под дождь? -А кто из вас любит дождь? -Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь? На доске заранее подготовлена таблица: Зрительные образы краскизвукизапахи
А.А.Фет. «Весенний дождь» Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. 1857
II этап: создание группового (индивидуального) творческого продукта. 1. Литературоведческая мастерская: Анализ стихотворения: О чём это стихотворение? К какой лирике оно относится? Какая картина изображена в первой строфе? В какие цвета окрашена картина весеннего дождя? Какими словами они переданы? Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса? Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста. Сколько глаголов и глагольных форм использовал А.А.Фет в своём стихотворении? Выпишите их, подумайте, для чего поэт включил все эти слова в своё стихотворение? Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении и каким словом заменил его ? Для чего? Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины весеннего дождя?
звукизапахи Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя. Душистым мёдом тянет метафораэпитетысравнениеолицетворение Качаясь, движется завеса Золотой пыли; Душистым мёдом; Свежим листьям И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит 1. Литературоведческая мастерская: ВЫВОД:
2. Художественная мастерская: 1. Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь». 2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю». 3. Творческая мастерская: 1. Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений). 2. Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы). 4. Проектная мастерская: Используя текст, необходимые фотоматериалы, создать мини проект «Презентация стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»
III этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участником мастерской). Анализ стихотворения, написанные сочинения, стихотворения, а также рисунки и презентация стихотворения. IV этап – рефлексия. Заполнение диагностической карты.
Технологическая карта: 1. Моя цель (Чего хочу добиться?)___________________________ 2. Добился (лась) ли я поставленной цели? ______________________________ 3. Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности? __________________________ 4. Что я открыл(а) сегодня на уроке В себе_______________ В тексте ______________ В своих товарищах ___________ 5. Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок __________
Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь». Презентация одного слова. Темы: «Капля», «Дождь». Написать небольшое сочинение на тему «Каким бывает дождь?»