РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ через самостоятельную работу учащихся Составила: учитель математики 1 кв. категории Халтанова Л.С. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ирхидейская средняя общеобразовательная школа» Ирхидей 2012
Компетенция – это общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.
Виды ключевых компетенций Виды ключевых компетенций: ценностно–смысловая компетенция;ценностно–смысловая компетенция; общекультурная компетенция;общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция;учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция;информационная компетенция; коммуникативная компетенция;коммуникативная компетенция; компетенция личностного самосовершенствованиякомпетенция личностного самосовершенствования
Ценностно-смысловая компетенция самостоятельный выбор уровня сложности заданий контрольных, практических и проверочных работ,самостоятельный выбор уровня сложности заданий контрольных, практических и проверочных работ, выполнение индивидуально и в группах исследовательских и проектных работ, выполнение индивидуально и в группах исследовательских и проектных работ, самоанализ учащимися собственных достижений.самоанализ учащимися собственных достижений.
Пример самооценки учащихся на основе принципов метода оценки "360 градусов" (автор Д.Ворд). Уровень знаний; Отношение к учёбе; Работа с информацией; Работа в паре, в группе; Самостоятельность; Самореализация и самооценка; Целенаправленность; Планирование работы.
Пример теста, состоящего из заданий двух уровней
Пример разноуровневых вариантов контрольной работы по алгебре
Общекультурная компетенция знакомство учащихся с особенностями национальной и общечеловеческой культур; применение исторического материала для определения важности математики в жизни человека и общества; решение практических и исторических задач.
Задачи производственного содержания: Хлеб всему голова! Задача 1 В день муковоз делает 3 рейса. Сколько рейсов он делает за 30 дней? В день муковоз делает 3 рейса. Сколько рейсов он делает за 30 дней? Задача 2 Задача 2 В 1927 году предприятие изготавливало изделия 2 видов, а сейчас в 25 раз больше. Каков ассортимент изделий сейчас? В 1927 году предприятие изготавливало изделия 2 видов, а сейчас в 25 раз больше. Каков ассортимент изделий сейчас? Задача 3 Задача 3 Автопарк предприятия состоит из 7 муковозов грузоподъёмностью 10 тонн. Сколько тонн муки они привезут, если каждый сделает по 15 рейсов? Автопарк предприятия состоит из 7 муковозов грузоподъёмностью 10 тонн. Сколько тонн муки они привезут, если каждый сделает по 15 рейсов? Задача 4 Задача 4 Предприятие поставило в магазин следующую продукцию: Предприятие поставило в магазин следующую продукцию: 1. Хлеб «Дарницкий» по 19 рублей 80 штук. 1. Хлеб «Дарницкий» по 19 рублей 80 штук. 2. Батон «Горчичный» по 21 рублю 50 штук. 2. Батон «Горчичный» по 21 рублю 50 штук. 3. Булочное изделие «Плюшка московская» по 13 рублей 40 штук. 3. Булочное изделие «Плюшка московская» по 13 рублей 40 штук. Посчитайте, на какую сумму доставлено товаров? Посчитайте, на какую сумму доставлено товаров? Задача 5 Задача 5 Для закупки муки у предприятия есть три поставщика. Сколько рублей придётся заплатить за самую дешёвую покупку 50 тонн муки, если первый поставщик продаёт по 9000 рублей за 1 тонну и ещё плюс рублей за доставку. Второй продаёт по рублей за 1 тонну, плюс рублей за доставку. Третий поставщик продаёт муку за рублей за тонну, доставка бесплатная. Для закупки муки у предприятия есть три поставщика. Сколько рублей придётся заплатить за самую дешёвую покупку 50 тонн муки, если первый поставщик продаёт по 9000 рублей за 1 тонну и ещё плюс рублей за доставку. Второй продаёт по рублей за 1 тонну, плюс рублей за доставку. Третий поставщик продаёт муку за рублей за тонну, доставка бесплатная.
Учебно-познавательная компетенция: изучение и использование алгоритмов решения задач;изучение и использование алгоритмов решения задач; нахождение рациональных способов решения задач;нахождение рациональных способов решения задач; применение математических методов решения в физике, в информатике, в химии, в географии, в черчении.применение математических методов решения в физике, в информатике, в химии, в географии, в черчении.
Задания для работы над понятиями и определениями Задания на развитие скорости протекания мыслительных процессов, на знание терминов и на запоминание правильности их написания. Необходимо быстро и правильно вставить пропущенные буквы. Т-ч-а, к-б, л-м-н-ая, отр-з-к, кр-г. Сл-г-е-ое, ум-нь-а-мое, ч-с-о, ц-ф-а, др-бь. К-а-р-т, р-мб, пр-м-у-г-ль-ик, тр-уг-ль-ик, у-г-л. Задание «АНАЛОГИЯ». Первые два слова находятся в определённой связи. Необходимо найти четвёртое слово, чтобы оно находилось с третьим словом в такой же связи, как два первых слова. Сложение-сумма. Деление-….. Треугольник-фигура. Ломанная-….. Круг-фигура. Окружность-….. Длина-метр. Площадь- ….. Задания на выделение существенного. Из слов стоящих в скобках за 20 секунд нужно выделить 2 слова, которые существенные для слова, стоящего перед скобками. КУБ (углы, чертёж, сторона, диагональ, объём) УРАВНЕНИЕ (сложение, равенство, скобка, буква, число) ПАРАЛЛЕЛОГРАММ (стороны, углы, равенство, параллельность, диагонали) диагонали) Задания на развитие способностей классифицировать понятия. Из пяти слов исключить одно, которое не связано логически с остальными. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг. Сложение, слагаемое, умножение, вычитание, деление. Секунда, час, год, вечер, неделя. Квадрат, круг, треугольник, ромб, шестиугольник
Информационная компетенция: использование компьютерных технологий; работа со справочной и учебной литературой.
Работа с учебником при работе с учебником возможно следующее:при работе с учебником возможно следующее: -чтение текста вслух или про себя;-чтение текста вслух или про себя; -работа с рисунками, иллюстрациями и моделями;-работа с рисунками, иллюстрациями и моделями; -воспроизведение содержания прочитанного вслух;-воспроизведение содержания прочитанного вслух; -обсуждение прочитанного материала;-обсуждение прочитанного материала; -разбиение прочитанного текста на смысловые части, озаглавление выделенных частей;-разбиение прочитанного текста на смысловые части, озаглавление выделенных частей; -составление плана прочитанного, составление краткого конспекта (ведение справочника);-составление плана прочитанного, составление краткого конспекта (ведение справочника); -поабзацное или частичное изучение текста;-поабзацное или частичное изучение текста; -работа с оглавлением и предметным указателем-работа с оглавлением и предметным указателем.
Коммуникативная компетенция представление сообщений;представление сообщений; представление творческих работ;представление творческих работ; выполнение практических работ;выполнение практических работ; распределение обязанностей в группах и парах;распределение обязанностей в группах и парах; оценка друг друга.оценка друг друга.
Виды практических работ: познавательные работы;познавательные работы; установочные работы;установочные работы; иллюстративные работы;иллюстративные работы; тренировочные работы;тренировочные работы; исследовательские работы;исследовательские работы; измерительные работы на местности. измерительные работы на местности.
Компетенция личностного самосовершенствования участие в соревнованиях, конкурсах, играх;участие в соревнованиях, конкурсах, играх; стремление к росту и самосовершенствованию;стремление к росту и самосовершенствованию; добросовестное выполнение заданий. добросовестное выполнение заданий.
Я слышу – я забываю, Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость. Китайская мудрость.