В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. Греция Грузия
На Руси Никопеей называли также икону Богоматери, близкую по иконографии типу Знамение.
Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Спорительница хлебов Целительница
Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой образ Богоматери в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) близок жесту Оранты.
Типу Оранта соответствует и икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.
Известная древняя русская икона «Богоматерь Боголюбская» также изображает Богородицу без Младенца, предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы).
В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба, что соответствует типу Одигитрия.
К акафистному типу можно отнести иконографию «Богородица Семистрельная» или «Симеоново проречение». Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце.
Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35).
Так называемый тип Скорбящей Богоматери (Mater Dolorosa), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка.
Богоматерь из Десуса, 14 век ДЕИСУСНАЯ (греч. - моление, прошение) – икона Богоматери располагаемая в иконостасе справа от изображения Христа- Вседержителя. Представляется в традиционном жесте молитвенного заступничества.
Основной догматический смысл подобных икон - посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Москва Последняя четверть XIV в. Благовещенский Собор Московского Кремля
В поясных деисусных чинах известны варианты иконографии Богоматери, отличающиеся положением левой руки, то воздетой, то прижатой к груди. Вторая половина XV века, Тверь 1542 г., собор Протата, Афон
АГИОСОРИТИССА (Заступница) (от греч. святая рака) - именование иконы Божией Матери, связанной с Халкопратийским храмом Богородицы в Константинополе, где в специальной раке хранятся святые реликвии - риза и пояс Богородицы.
Богоматерь изображена без Младенца, вполоборота, с воздетыми в молитвенном заступничестве руками. Иконография восходит к иконе Богоматери в составе деисусной композиции. Халкопратийская, конец 14 века,Греция