Пропедевтика в педиатрии. Введение. Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 12 месяцев жизни.
Advertisements

Правильное питание – залог здоровья. « В еде не будь до всякой пищи падок, Знай точно время, место и порядок » Авиценна.
Основы клинической медицины в педиатрии. ПЛАН ЛЕКЦИИ Определение понятия Цели и задачи Основные симптомы и синдромы Заболевания Направления лечения.
Структурно-функциональные особенности мозгового кровообращения.
Анатомо-физиологические особенности ССС у детей Выполнила: студентка 416 группы педиатрического факультета Кузнецова Е. В. Нижний Новгород 2016.
Пропедевтика в педиатрии. Введение. Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика.
Красноярский государственный Медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ Особенности кровообращения артерии.
Структурно-функциональные особенности мозгового кровообращения.
Кормление недоношенных новорожденных.. Недоношенные дети представляют собой особую группу пациентов, для которых характерны признаки физиологической незрелости.
Уход за пациентами при рахите. Рахит - это заболевание всего организма с преимущественным поражением костно-мышечной системы.
Скелет человека. Значение скелета. Скелет человека (от греч. «скелетон»-высохший, высушенный) служит опорой телу и его органам. Состоит из костей черепа,
Оптимальное питание как важнейший фактор обеспечения здоровья на всю жизнь Профессор Конь И.Я. НИИ питания РАМН Отдел детского питания.
Список болезней. Заболевания печени гепатит цирроз Заболевания желудка гастрит Заболевания поджелудочной железы воспаление диабет Атрофия стенок кишечника.
Внутриутробное развитие человека. Жизнь – это уникальное явление дарованное нам природой.
Т.А.Сваталова, к.п.н., доцент КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
В организме здорового человека содержится 34 г железа, при гемохроматозе 2060 г. Железо является одним из важнейших микроэлементов и содержится во многих.
ВНУТРИУТРОБНАЯ ГИПОКСИЯ ПЛОДА И АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО.
Выполнила: Шувалова Анжела ПДД-115. Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем.
Патологии мозга. Мозг в нормальном виде Головной мозг передний отдел ЦНС, расположен в полости черепа. Г. м. регулирует взаимоотношение организма с окружающей.
Развитие человека после рождения. Выберите правильные утверждения: 1.В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид. 2.Оплодотворение.
Транксрипт:

Пропедевтика в педиатрии. Введение

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней ПЛАН ЛЕКЦИИ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА - ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА- ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПЕРИНАТОЛОГИЯ, ЭМБРИОН и ПЛОД- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПЕРИНАТОЛОГИЯ, ЭМБРИОН и ПЛОД - ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНОШЕНОГО И НЕДОНОШЕНОГО НОВОРОЖДЕННОГО- ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНОШЕНОГО И НЕДОНОШЕНОГО НОВОРОЖДЕННОГО - ШКАЛА АПГАР- ШКАЛА АПГАР - ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ- ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Пропедевтика детских болезней – дисциплина, изучающая закономерности развития детей, методы обследования здорового и больного ребенка, этиологию и патогенез заболеваний, возникающих в детском возрасте, методы их предупреждения и лечения.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней В жизни ребенка можно выделить несколько периодов перинатальныйперинатальный –поздний антенатальный - с 28 до 40 недель внутриутробного развития –интранатальный - период родов –ранний неонатальный - от рождения до конца первой недели жизни –поздний неонатальный – от конца первой недели до четвертой недели жизни грудной период – от 29-го дня жизни до 1 годагрудной период – от 29-го дня жизни до 1 года преддошкольный период - от одного до трех летпреддошкольный период - от одного до трех лет дошкольный период – от 3-х до 7 летдошкольный период – от 3-х до 7 лет младший школьный – 7-11 летмладший школьный – 7-11 лет старший школьный (или подростковый) - 12 – 18 летстарший школьный (или подростковый) - 12 – 18 лет

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Перинатальный период: поздний антенатальный преиод (от 28 до 40 нед. беременности) к моменту начала периода все органы и ткани уже сформированы;к моменту начала периода все органы и ткани уже сформированы; протекают процессы роста и дифферинцировки уже сформированных органов и тканей;протекают процессы роста и дифферинцировки уже сформированных органов и тканей; происходит накопление некоторых компонентов питания (железо, медь, кальций, витамины группы В);происходит накопление некоторых компонентов питания (железо, медь, кальций, витамины группы В); в конце периода организм плода подготавливается к родам и последующему внеутробному существованию (синтез сурфактанта в легких, повышение защиты плода от гипоксии, родовой травмы).в конце периода организм плода подготавливается к родам и последующему внеутробному существованию (синтез сурфактанта в легких, повышение защиты плода от гипоксии, родовой травмы).

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Перинатальный период: интранатальный период (от появления регулярных схваток до момента пересечения пуповины) происходит переход из внутриутробного существования к внеутробной жизни;происходит переход из внутриутробного существования к внеутробной жизни; во время первого крика впервые раскрываются легкие;во время первого крика впервые раскрываются легкие; происходит перестройка сердечно-сосудистой системы со смешанного типа кровообращения (или фетального) на взрослый тип;происходит перестройка сердечно-сосудистой системы со смешанного типа кровообращения (или фетального) на взрослый тип; кожные покровы и слизистые оболочки новорожденного впервые контактируют не с жидкой средой;кожные покровы и слизистые оболочки новорожденного впервые контактируют не с жидкой средой;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Перинатальный период: ранний неонатальный период (от момента пересечения пуповины до окончания 7-х суток) происходит адаптация новорожденного к внеутробному существованию;происходит адаптация новорожденного к внеутробному существованию; начинается легочное дыхание (газообмен происходит в легких новорожденного);начинается легочное дыхание (газообмен происходит в легких новорожденного); в кровообращение включается малый круг;в кровообращение включается малый круг; включаются механизмы терморегуляции;включаются механизмы терморегуляции; начинается энтеральное питание;начинается энтеральное питание; взамен фетального гемоглобина формируется гемоглобин взрослого типа;взамен фетального гемоглобина формируется гемоглобин взрослого типа; начинает функционировать иммунная система;начинает функционировать иммунная система;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Перинатальный период: поздний неонатальный период (от начала 8-х суток до 28 дня жизни) происходит дальнейшая адаптация новорожденного к внеутробной жизни;происходит дальнейшая адаптация новорожденного к внеутробной жизни; интенсивно развиваются анализаторы (особенно зрительный);интенсивно развиваются анализаторы (особенно зрительный); развивается координация движений;развивается координация движений; возникает эмоциональный, зрительный и тактильный контакт с матерью;возникает эмоциональный, зрительный и тактильный контакт с матерью; формируются условные рефлексы;формируются условные рефлексы; организм ребенка контактирует и «привыкает» к окружающей микрофлоре;организм ребенка контактирует и «привыкает» к окружающей микрофлоре; формируется механизм грудного вскармливания.формируется механизм грудного вскармливания.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Грудной период (от 29-го дня жизни до 1 года) происходит интенсивное физическое, нервно- психическое, моторное, интеллектуальное развитие;происходит интенсивное физическое, нервно- психическое, моторное, интеллектуальное развитие; формируется активный иммунитет;формируется активный иммунитет; происходит переход с питания грудным молоком на питание обычными продуктами;происходит переход с питания грудным молоком на питание обычными продуктами;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Преддошкольный период (от одного до трех лет) происходит некоторое снижения темпов развития ребенка;происходит некоторое снижения темпов развития ребенка; резко повышается двигательная активность;резко повышается двигательная активность; быстро совершенствуется речь;быстро совершенствуется речь; главным элементом ухода за ребенком становится его воспитание.главным элементом ухода за ребенком становится его воспитание.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Дошкольный период (от 3-х до 7 лет) происходит первое физиологическое вытяжение;происходит первое физиологическое вытяжение; начинается рост постоянных зубов;начинается рост постоянных зубов; совершенствуются тонкие координированные движения;совершенствуются тонкие координированные движения; происходит самоидентификация по полу (ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность);происходит самоидентификация по полу (ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность);

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Младший школьный (7-11 лет) начинается четкий половой диморфизм;начинается четкий половой диморфизм; происходит замена молочных зубов на постоянные;происходит замена молочных зубов на постоянные; формируются поведенческие реакции, необходимые для жизни в обществе.формируются поведенческие реакции, необходимые для жизни в обществе.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Старший школьный период (или подростковый) (12 – 18 лет) период второго физиологического вытяжения;период второго физиологического вытяжения; для девочек – период бурного полового созревания;для девочек – период бурного полового созревания; для мальчиков - начало полового созревания;для мальчиков - начало полового созревания; сложный период психологического развития;сложный период психологического развития;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Беременность (гестация) процесс развития в организме женщины оплодотворенной яйцеклетки;процесс развития в организме женщины оплодотворенной яйцеклетки; Нормальная длительность беременности – дня с первого дня последней менструации или 10 – 10,5 акушерских (по 28 дней) месяцев, или полных недель;Нормальная длительность беременности – дня с первого дня последней менструации или 10 – 10,5 акушерских (по 28 дней) месяцев, или полных недель; Недоношенная беременность – роды происходят в сроке менее 37 полных недель;Недоношенная беременность – роды происходят в сроке менее 37 полных недель; Переношенная беременность – роды происходят в сроке более 42 полных недель.Переношенная беременность – роды происходят в сроке более 42 полных недель.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Роды физиологический процесс изгнания плодного яйца из матки после достижения плодом жизнеспособности;физиологический процесс изгнания плодного яйца из матки после достижения плодом жизнеспособности; Преждевременные роды – при сроке беременности менее 37 недель;Преждевременные роды – при сроке беременности менее 37 недель; Своевременные роды – при сроке беременности недель;Своевременные роды – при сроке беременности недель; Запоздалые роды – при сроке более 42 недель.Запоздалые роды – при сроке более 42 недель.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Характеристика доношенного новорожденного ребенка (при сроке гестации недели) масса тела новорожденного – от 2500 г до 4000 г;масса тела новорожденного – от 2500 г до 4000 г; длина тела новорожденного - от 46 см до 56 см;длина тела новорожденного - от 46 см до 56 см; окружность головы новорожденного – 34 – 36 см;окружность головы новорожденного – 34 – 36 см; окружность грудной клетки новорожденного - 32 – 34 см;окружность грудной клетки новорожденного - 32 – 34 см; пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком;пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком; на коже имеются только остатки сыровидной смазки;на коже имеются только остатки сыровидной смазки; ногти на ногах и руках доходят до кончиков пальцев;ногти на ногах и руках доходят до кончиков пальцев; хрящи ушных раковин и крыльев носа упругие;хрящи ушных раковин и крыльев носа упругие; у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек – большие половые губы прикрывают малые;у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек – большие половые губы прикрывают малые;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Характеристика недоношенного новорожденного ребенка (при сроке гестации менее 38 недель) масса тела менее 2500 г;масса тела менее 2500 г; длина тела менее 46 см;длина тела менее 46 см; на коже большое количество сыровидной смазки;на коже большое количество сыровидной смазки; недостаточно развита подкожно-жировая клетчатка;недостаточно развита подкожно-жировая клетчатка; пушковые волосы на теле в большом количестве (в норме только на плечевом поясе);пушковые волосы на теле в большом количестве (в норме только на плечевом поясе); ногти не заходят за кончики пальцев;ногти не заходят за кончики пальцев; мягкие ушные раковины и носовые хрящи;мягкие ушные раковины и носовые хрящи; пупочное кольцо расположено ближе к лобку;пупочное кольцо расположено ближе к лобку; у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек клитор и малые половые губы не прикрыты большими;у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек клитор и малые половые губы не прикрыты большими; крик ребенка слабый (пискливый).крик ребенка слабый (пискливый).

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Характеристика переношенного новорожденного ребенка (при сроке гестации более 42 недель) полное отсутствие сыровидной смазки;полное отсутствие сыровидной смазки; кожные покровы с участками шелушения;кожные покровы с участками шелушения; кожа на руках в виде «рук прачки» (сморщенная);кожа на руках в виде «рук прачки» (сморщенная); ногти далеко выступают за кончики пальцев;ногти далеко выступают за кончики пальцев; швы и роднички на голове новорожденного уменьшены в размерах, а некоторые полностью заращены;швы и роднички на голове новорожденного уменьшены в размерах, а некоторые полностью заращены; кости черепа плотные;кости черепа плотные; околоплодные воды окрашены меконием;околоплодные воды окрашены меконием; плодные оболочки уплотнены и пропитаны меконием;плодные оболочки уплотнены и пропитаны меконием;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности физического развития детей. Рост после рождения: -в первые 3 мес жизни рост увеличивается на 3 см в месяц или на 9 см за квартал; -во II квартале рост увеличивается на 2,5 см в месяц или на 7,5 см за квартал; -в III квартале – на 1,5-2 см в мес. или на 4,5-6 см за квартал; -в IV квартале – на 1 см в мес., т.е. на 3 см за квартал. -к концу первого года жизни рост ребенка увеличивается в 1,5 раза; -длина тела ребенка удваивается к 4 годам, утраивается к 12. -в течение II и III годов на и 7-8 см соответственно;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности физического развития детей. Первый период вытяжения наступает у мальчиков в возрасте 4-5,5 лет, у девочек 6 лет;Первый период вытяжения наступает у мальчиков в возрасте 4-5,5 лет, у девочек 6 лет; Второй период вытяжения у мальчиков в 13,5 – 15,5 лет, у девочек с 8,5 до ,5 лет, а абсолютная величина прироста достигает см и 36 – 38 см соответственно;Второй период вытяжения у мальчиков в 13,5 – 15,5 лет, у девочек с 8,5 до ,5 лет, а абсолютная величина прироста достигает см и 36 – 38 см соответственно;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности физического развития детей. Формула для расчета роста ребенка старше 1 года жизни: -в 4 года рост ребенка равен 100 см, если меньше 4 лет рост равен 100 – 8*(4-n), где n – число лет. Если возраст старше 4 лет (n - 4), где n – число лет. -В 8 лет средний рост ребенка 130 см, на каждый недостающий год отнимают 7 см, на каждый последующий прибавляют 5 см. Рост останавливается в возрасте лет у мальчиков и лет у девочек;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности физического развития детей. Масса тела после рождения: сразу после рождения происходит физиологическая потеря массы тела, достингая максимума к 3-му дню жизни и составляет 6-8% от исходной массы тела;сразу после рождения происходит физиологическая потеря массы тела, достингая максимума к 3-му дню жизни и составляет 6-8% от исходной массы тела; масса тела восстанавливается к 7 – 10 дню жизни;масса тела восстанавливается к 7 – 10 дню жизни; в течение первых 6 мес. жизни ребенок прибавляет по 800 г в месяц;в течение первых 6 мес. жизни ребенок прибавляет по 800 г в месяц; в течение второго полугодия прибавка в весе составляет 400 г в месяц;в течение второго полугодия прибавка в весе составляет 400 г в месяц; к концу первого года жизни масса тела ребенка увеличивается в 2,5 раза;к концу первого года жизни масса тела ребенка увеличивается в 2,5 раза;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности физического развития детей. Формулы для расчета массы тела ребенка первого года жизни: -масса тела при рождении + 800*n, где n – число мес., если возраст ребенка менее 6 мес., масса тела при рождении+800*6+400*(n- 6), где n – число месяцев, а 800*6 – прибавка массы за первое полугодие. -масса тела ребенка в 6 мес. в среднем 8200, на каждый недостающий вычитается 800 г, на каждый последующий прибавляется – 400 г.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности физического развития детей. Формулы для расчета массы тела ребенка старше 1 года жизни: -масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5 кг+2n, где n – возраст ребенка до 11 лет в годах; -масса тела ребенка в 5 лет в среднем равна 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий прибавляется 3 кг

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности нервно- психического развития детей первого года жизни Первый месяц жизни: кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете, вздрагивает при каждом резком звуке, первая улыбка, пытается держать голову, лежа на животе;Первый месяц жизни: кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете, вздрагивает при каждом резком звуке, первая улыбка, пытается держать голову, лежа на животе; Второй месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к окружающим звукам, улыбается в ответ на речь любого взрослого, хорошо держит голову;Второй месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к окружающим звукам, улыбается в ответ на речь любого взрослого, хорошо держит голову; Третий месяц: фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении, при возникновении постороннего звука прислушивается к нему, в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек, звуками (комплекс оживления), упирается ножками, начинает гулить;Третий месяц: фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении, при возникновении постороннего звука прислушивается к нему, в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек, звуками (комплекс оживления), упирается ножками, начинает гулить; Четвертый месяц: узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, длительно гулит, хватает предметы;Четвертый месяц: узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, длительно гулит, хватает предметы;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности нервно- психического развития детей первого года жизни Пятый месяц: отличает чужих от близких, различает тон обращения, стоит при поддержке;Пятый месяц: отличает чужих от близких, различает тон обращения, стоит при поддержке; Шестой месяц: поворачивается с живота на спину, начинает ползать, произносит слоги, берет пищу губами с ложечки;Шестой месяц: поворачивается с живота на спину, начинает ползать, произносит слоги, берет пищу губами с ложечки; Седьмой месяц: хорошо ползает, лепечет, на вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте, пьет из чашки, которую держит взрослый;Седьмой месяц: хорошо ползает, лепечет, на вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте, пьет из чашки, которую держит взрослый; Восьмой месяц: самостоятельно садится, сидит, встает у опоры, ходит, держась за нее, громко повторно произносит различные слоги, по просьбе взрослого делает «ладушки», «до свиданья», сам держит корочку хлеба;Восьмой месяц: самостоятельно садится, сидит, встает у опоры, ходит, держась за нее, громко повторно произносит различные слоги, по просьбе взрослого делает «ладушки», «до свиданья», сам держит корочку хлеба; Девятый месяц: ходит при поддержке за обе руки, действует с предметами по разному, подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете, знает свое имя, на вопрос «где» находит и достает предмет среди большого количества игрушек, пьет из чашки, придерживая ее руками;Девятый месяц: ходит при поддержке за обе руки, действует с предметами по разному, подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете, знает свое имя, на вопрос «где» находит и достает предмет среди большого количества игрушек, пьет из чашки, придерживая ее руками;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности нервно- психического развития детей первого года жизни Десятый месяц: влезает на невысокую поверхность и слезает с нее, открывает, закрывает, вкладывает один предмет в другой, подражает разным слогам взрослого, знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки;Десятый месяц: влезает на невысокую поверхность и слезает с нее, открывает, закрывает, вкладывает один предмет в другой, подражает разным слогам взрослого, знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки; Одиннадцатый месяц: стоит самостоятельно без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки, произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис- кис», выполняет элементарные требования взрослых;Одиннадцатый месяц: стоит самостоятельно без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки, произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис- кис», выполняет элементарные требования взрослых; Двенадцатый месяц: ходит самостоятельно, произносит 8 – 10 слов, сам берет чашку и пьет Двенадцатый месяц: ходит самостоятельно, произносит 8 – 10 слов, сам берет чашку и пьет

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Закономерности нервно- психического развития детей второго года жизни Показате- ли Возраст в годах 1 год 3 мес 1 год 6 мес 1 год 9 мес 2 года Сенсорное развитие Различает два разных по размеру предмета Из предметов разной формы по предлагаемому образцу и слову подбирает предмет такой же формы Различает три разных по величине предмета Находит предмет того же цвета по образцу и просьбе взрослого Движения Ходит долго, меняет положения Перешагивает через препятствия Ходит по поверхности см на расст. от пола Преодолевает препятствия, чередуя шаг Игра и действия с предметам и Умеет воспроизводить в игре заученные действия Часто наблюдаемые в жизни действия Строит ворота, скамейку, домик Воспроизводит логически связанные действия Активная речь Пользуется лепетом, облегченными словами Называет предмет, первый период вопросов «что это?» Пользуется двухсловными предложениями Пользуется двух- трехсловными предложениями Понимание речи Значительно увеличивает запас понимаемых слов Находит по слову любые предметы Отвечает на вопросы взрослого по картинке Понимает короткий рассказ о знакомых по опыту событиях навыки Самостоятельно ест густую пищу ложкой Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой Умеет частично раздеваться Умеет частично одеваться

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Естественное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком Искусственное вскармливание – вид вскармливания при котором ребенок получает только искусственные смеси и не получает грудного молока Смешанное вскармливание – ребенок получает и грудное молоко, и искусственные смеси

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Естественное вскармливание – единственный физиологический вид питания грудного ребенка. Грудное молоко – естественный секрет молочных желез матери: строго соответствует питательным потребностям новорожденного;строго соответствует питательным потребностям новорожденного; состав грудного молока идеально подходит для усвоения детским организмом;состав грудного молока идеально подходит для усвоения детским организмом; С рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингридиентов молока матери;С рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингридиентов молока матери; идеально по температурному режиму;идеально по температурному режиму; обеспечивает иммунологическую защиту ребенка, пока не сформированы собственные иммунологические механизмы;обеспечивает иммунологическую защиту ребенка, пока не сформированы собственные иммунологические механизмы;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Естественное вскармливание – вид вскармливания, позволяющий установить тесную эмоциональную связь между матерью и ребенком. В первые 3 суток из молочных желез матери выделяется молозиво – клейкая, густая жидкость желтого цвета, в составе которой все питательные вещества находятся в повышенных концентрациях. Состав молозива и грудного молока Белок УглеводыЖиры Мин. вещества г\л Молозиво ,1-4,8 Грудное молоко ,8-2,0

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Правила естественного вскармливания: -перед каждым кормлением необходимо обмыть молочную железу теплой водой; -перед кормлением сцедить несколько капель молока -при кормлении необходимо следить, чтобы ребенок захватывал не только сам сосок, но и его ареолу; -после кормления молочную железу необходимо осушить мягкой полотняной тряпочкой, чтобы избежать мацерации; -ребенка прикладывать поочередно к правой и левой молочной железе при последующих кормлениях; -если ребенок полностью не опорожняет молочную железу, то необходимо сцеживаться после каждого кормления;

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Выделяют два вида естественного вскармливания: по часам и свободное. Вскармливание по часам – кормление ребенка проводится в определенные часы (начиная с кормления каждые три часа с 6-часовым ночным перерывом). Вскармливание по часам – кормление ребенка проводится в определенные часы (начиная с кормления каждые три часа с 6-часовым ночным перерывом). Свободное вскармливание (по требованию ребенка) – кормление проводится по требованию ребенка.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Способы расчета потребности ребенка в грудном молоке: -ребенок первых 7 –10 суток жизни получает грудное молоко из расчета: n*70 или n*80 где n – дни жизни ребенка, 70 – если масса тела при рождении менее 3200 г, 80 если более 3200 г

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Способы расчета потребности ребенка в грудном молоке: -«объемный» метод: в возрасте от 2 до 6 нед. – 1/5 массы тела; от 6 нед. до 4 мес. – 1/6; от 4 до 6 мес. – 1/7; от 6 мес. до 9 мес. – 1/8. - по Шкарину: 2-х месячный ребенок должен получать в сутки 800 мл молока, на каждую недостающую неделю на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше; - калорийный метод: на 1 кг массы тела ребенок должен получить: в I квартале – 120 ккал/сут, во II ккал/сут, в III ккал/сут, в IV – 100 ккал/сут; 1 л женского молока содержит 700 ккал. Суточный объем пищи не должен превышать 1 л до возраста 1 года

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Естественное вскармливание: в возрасте 5 мес. ребенок переводится на 5 разовое питание; с целью коррекции потребности в витаминах и минералах с 1 месяца вводят фруктовые соки, яичный желток (с 2-3 мес.). с целью коррекции потребности в витаминах и минералах с 1 месяца вводят фруктовые соки, яичный желток (с 2-3 мес.). Прикорм – продукты, которые вводятся в кормление ребенка, постепенно заменяя грудное молоко. -1-й прикорм- овощное пюре, вводится в возрасте 4-5 мес. -2-й прикорм – манная каша – вводится в 5 мес. -3-й прикорм нежирный мясной бульон с 6,5 – 7 мес. -С 7 – 7,5 мес. – мясной фарш; -С 8 – 10 мес. – сухарик, печенье. -В 9 мес. ребенок получает 2 раза в день грудное молокои и 3 раза в день различные блюда прикорма. Все блюда прикорма вводятся постепенно в течение 1-2-х недель.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Противопоказания к кормлению ребенка грудью: -абсолютные: со стороны новорожденного - тяжелые нарушения мозгового кровообращения, гемолитическая болезнь новорожденных, глубокая недоношенность, тяжелые формы дистресс-синдрома со стороны матери – тяжелая почечная недостаточность, сердечная недостаточность, тяжелые формы болезней крови, выраженный гипотиреоз, злокачественные опухоли, острые психозы -относительные: активный туберкулез у матери, сифилис, сыпной и возвратный тифы, брюшной тиф и паратифы, дизентерия, корь, ветряная оспа, сибирская язвя столбняк, ангина, грипп, пневмония.

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Питание детей грудного возраста Искусственное вскармливание – ребенок получает только искусственные смеси Неадаптированные смеси – смеси, приготовленные из свежего коровьего молока и из сухого молока Адаптированные смеси – смеси, модифицированные для более полного усвоения детским организмом

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности нервной системы детей

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней головной мозг относительно большой величиныголовной мозг относительно большой величины крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и глубинукрупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и глубину размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной большеразмеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной больше мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздамимозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами у новорожденных серое вещество плохо дифференцируетсяу новорожденных серое вещество плохо дифференцируется практически отсутствует миелиновая оболочкапрактически отсутствует миелиновая оболочка Особенности нервной системы детей

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней кровоснабжение мозга лучше,чем у взрослыхкровоснабжение мозга лучше,чем у взрослых большая половина всего кровоснабжения приходится на серое веществобольшая половина всего кровоснабжения приходится на серое вещество большая проницаемость гематоэнцефалического барьерабольшая проницаемость гематоэнцефалического барьера по мере развития нервной системы существенно изменяется химический состав головного мозга:по мере развития нервной системы существенно изменяется химический состав головного мозга: –уменьшается количество воды –увеличивается количество белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов спинной мозг к рождению ребенка более развит, чем головнойспинной мозг к рождению ребенка более развит, чем головной Особенности нервной системы детей

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности кожи и ее придатков у детей

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности кожи и ее придатков у детей эпидермис легко отделяется от дермыэпидермис легко отделяется от дермы поверхность кожи новорожденного покрыта секретом рН близким к нейтральному (6,3-5,8)поверхность кожи новорожденного покрыта секретом рН близким к нейтральному (6,3-5,8) в течение первого месяца жизни величина рН снижается до 3,8 в течение первого месяца жизни величина рН снижается до 3,8 коллагеновые волокна тонкие, эластичные волокна слабо развитыколлагеновые волокна тонкие, эластичные волокна слабо развиты роговой слой недостаточно кератинизированроговой слой недостаточно кератинизирован местный иммунитет незрелыйместный иммунитет незрелый выраженная склонность к шелушению, вследствие физиологического паракератозавыраженная склонность к шелушению, вследствие физиологического паракератоза потовые железы развиты недостаточнопотовые железы развиты недостаточно

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Физиологическая роль кожи кожа представляет собой защитный орган

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности кожи и ее придатков у детей функции кожи: дыхательнаядыхательная выделительнаявыделительная резорбционнаярезорбционная сложный орган чувствсложный орган чувств биосинтетическая функция (витамины, ферменты, биологически активные вещества)биосинтетическая функция (витамины, ферменты, биологически активные вещества)

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов дыхания у детей

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов дыхания у детей бронхи хорошо сформированыбронхи хорошо сформированы слизистая оболочка бронхов богато снабжена кровеносными сосудамислизистая оболочка бронхов богато снабжена кровеносными сосудами мышечные и эластические волокна развиты в малой степенимышечные и эластические волокна развиты в малой степени у новорожденных легочная ткань менее воздушна и отличается обильным развитием кровеносных сосудов и рыхлой соединительной ткани в перегородках ацинусову новорожденных легочная ткань менее воздушна и отличается обильным развитием кровеносных сосудов и рыхлой соединительной ткани в перегородках ацинусов наличие многочисленных анастомозов между бронхиальными и пульмональными артериями и капилляраминаличие многочисленных анастомозов между бронхиальными и пульмональными артериями и капиллярами

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов дыхания у детей глубина дыхания, как в абсолютных так и в относительных цифрах значительно меньше, чем у взрослогоглубина дыхания, как в абсолютных так и в относительных цифрах значительно меньше, чем у взрослого переднезадний размер грудной клетки приблизительно равен боковомупереднезадний размер грудной клетки приблизительно равен боковому ребра от позвоночника отходят практически под прямым угломребра от позвоночника отходят практически под прямым углом

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности системы кровообращения у детей

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности системы кровообращения у детей прекращение плацентарного кровообращенияпрекращение плацентарного кровообращения закрытие основных фетальных коммуникацийзакрытие основных фетальных коммуникаций переключение насосов правого и левого сердца из параллельно работающих в последовательно включенныепереключение насосов правого и левого сердца из параллельно работающих в последовательно включенные включение в полном объеме сосудистого русла малого круга кровообращения с его высоким сопротивлением и склонностью к вазоконстрикциивключение в полном объеме сосудистого русла малого круга кровообращения с его высоким сопротивлением и склонностью к вазоконстрикции увеличение потребности в кислородеувеличение потребности в кислороде рост сердечного выброса и системного сосудистого давлениярост сердечного выброса и системного сосудистого давления

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов пищеварения

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов пищеварения у детей темп роста желудка опережает темп роста телатемп роста желудка опережает темп роста тела к рождению поджелудочная железа ребенка не сформирована; наиболее интенсивно железа растет в первые 3 года и в пубертантном периодек рождению поджелудочная железа ребенка не сформирована; наиболее интенсивно железа растет в первые 3 года и в пубертантном периоде печень к рождению является одним из самых крупных органов; в ее составе у новорожденных больше содержится воды (75-80%), в то же время меньше белка, жира, глицеринапечень к рождению является одним из самых крупных органов; в ее составе у новорожденных больше содержится воды (75-80%), в то же время меньше белка, жира, глицерина ЖКТ ребенка является местом образования значительной части гормонов и полипептидовЖКТ ребенка является местом образования значительной части гормонов и полипептидов

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов пищеварения у детей образование энтеральных гормонов у новорожден- ного усиливается сразу после первого кормления, и в первые дни жизни постепенно выброс этих гормонов после кормления становится все более значительнымобразование энтеральных гормонов у новорожден- ного усиливается сразу после первого кормления, и в первые дни жизни постепенно выброс этих гормонов после кормления становится все более значительным

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов пищеварения у детей у новорожденных остается относительная функциональная недостаточность слюнных желез, желудка, поджелудочной железы, печени и других органов, поэтому лактотрофное питание является важнейшим этапом адаптации новорожденного к внеутробному существованию в первые дни, недели и месяцы жизниу новорожденных остается относительная функциональная недостаточность слюнных желез, желудка, поджелудочной железы, печени и других органов, поэтому лактотрофное питание является важнейшим этапом адаптации новорожденного к внеутробному существованию в первые дни, недели и месяцы жизни

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов мочеобразования и мочевыделения

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Особенности органов мочеобразования и мочевыделения плотность мочи низкаяплотность мочи низкая почки новорожденных не способны быстро освободить организм от избытка водыпочки новорожденных не способны быстро освободить организм от избытка воды формирование функции осморегулярности происходит примерно ко второму году жизни ребенкаформирование функции осморегулярности происходит примерно ко второму году жизни ребенка реабсорбция глюкозы у детей первых месяцев жизни составляет всего 25% нормы взрослогореабсорбция глюкозы у детей первых месяцев жизни составляет всего 25% нормы взрослого ограничение продукции аммиакаограничение продукции аммиака процесс секреции в канальцах детской почки происходит медленнее, чем у взрослыхпроцесс секреции в канальцах детской почки происходит медленнее, чем у взрослых

Аномалии конституции

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Учение о конституции «… каждому возрасту свойственна своя конституция: иная младенцу, иная старцу»«… каждому возрасту свойственна своя конституция: иная младенцу, иная старцу»Сенека «…совокупность морфологических, функциональных и реактивныхсложившихся и развивающихся в конкретных условиях постоянного взаимодействия с внешней средой»«…совокупность морфологических, функциональных и реактивныхсложившихся и развивающихся в конкретных условиях постоянного взаимодействия с внешней средой» М.С. Маслов

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Учение о конституции Типы конституции Гиппократ – флегматк, холерик, меланхолик, сангвиник Павлов – мыслительный, художественный Тандлер – нормотоник, гипотоник, гипертоник Черноруцкий – нормостеник, гипостеник, гиперстеник

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Аномалии конституции (диатезы) Аллергический Аллергический Лимфатический Лимфатический Нервно-артритический Нервно-артритический

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Аллергический диатез -предрасположенность к аллергическим заболеваниям, возможность их развития Около % детей в первые два года жизни имеют хотя бы кратковременные эпизоды аллергического диатеза Клинически: раздражительность, плаксивость, плохой сон, упорные опрелости, себорея, экзема

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Лимфатический диатез - генерализованная гиперплазия центральных и периферических лимфоидных органов (тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные образования носоглотки) - генерализованная гиперплазия центральных и периферических лимфоидных органов (тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные образования носоглотки) Клинически: раздражительность, беспокойство, пастозный габитус, тургор кожи снижен, мускулатура вялая, увеличение всех лимфатических узлов

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Нервно-артритический диатез характеризуется повышенной возбудимостью и лабильностью нейровегетативной регуляции, сильным, неуравновешенным, возбудимым типом высшей нервной деятельности, высокой интенсивностью пуринового обмена и гиперурикемией Клинически:нервная возбудимость повышена, условное торможение и дифференцировка запаздывают, неврастенический синдром, ацетонемические кризы, снимжение функции печени и почек

Основные симптомы и синдромы в педиатрии Синдромы поражения костей

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром врожденной дисплазии скелета Характеристика: –аномалии формирования самих тканей опорно-двигательной системы Клиническая симптоматика: –проявляется различными деформациями скелета, возникающими в процессе роста ребенка

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Рахит Характеристика: –обменное заболевание, возникающее при разнообразных неблагоприятных воздействиях на организм ребенка, в том числе при нарушениях баланса кальция, фосфора и недостаточности витамина D. В основе изменений костной системы лежит размягчение костей и гиперплазия остеоидной ткани

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Рахит

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Рахит Клиническая симптоматика: –ранний признак – податливость костей, образующих края большого родничка. Позже участки размягчения появляются в области малого родничка и стреловидного шва, а в дальнейшем становится мягкой чешуя затылочной кости

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Симптом рахитической гидроцефалии Клиническая симптоматика: –усиленный рост окружности головы

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром остеомаляции грудной клетки Клиническая симптоматика: –ладьевидные вдавливания на боковых поверхностях грудной клетки и другие ее деформации

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром остеомаляции грудной клетки килевидная куриная грудь

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром остеомаляции позвоночника Клиническая симптоматика: –кифоз в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. При ходьбе кифоз сменяется лордозом. Дугообразное искривление длинных трубчатых костей, кости плеча и предплечья искривляются дугой, выпуклой кнаружи, ноги в виде буквы «О» или «Х»

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром остеомаляции позвоночника кифоз вследствие перенесенного в детстве рахита

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром остеоидной гиперплазии Клиническая симптоматика: –проявляется формированием лобных бугров, «браслетов», «четок»

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром остеоидной гиперплазии рахитические браслетики рахитические четки

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром позднего рахита Характеристика: –в основе лежит врожденное нарушение обмена витамина D (неспособность к образованию его активных дериватов), либо врожденная неполноценность канальцевого аппарата почек (тубулярная недостаточность, реабсорбция фосфатов). Встречается у детей старше года

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром позднего рахита рентгенограма коленных суставов рентгенограма лучезапястных суставов

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром позднего рахита Клиническая симптоматика: –сходна с ранним рахитом

Основные симптомы и синдромы в педиатрии Основные синдромы поражения сердца

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром сердечной недостаточности Характеристика: –возникает при различных заболеваниях в детском возрасте и характеризуется недостаточностью в работе различных отделов сердца Клиническая симптоматика: –признаки сердечной недостаточности не уменьшаются при засыпании ребенка и мало меняются при его беспокойстве. ребенок не может сосать грудь более 1-2 мин, сон его становится поверхностным и беспокойным

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром гепатоспленомегалии Характеристика: –развивается при прогрессировании недостаточности правых отделов сердца Клиническая симптоматика: –возникает при нарастании застоя в большом круге кровообращения и проявляется возникновением увеличения печени вместе с селезенкой, расстройствами стула, рвотой, нарастанием массы тела

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Отечный синдром Клиническая симптоматика: –отеки клинически раньше всего наблюдаются на мошонке у мальчиков, поясничной области, на передней брюшной стенке и лице

Основные симптомы и синдромы в педиатрии Основные синдромы поражения органов пищеварения

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром «острый живот» Характеристика: –симптомокомплекс, возникающий при повреждениях и острых заболеваниях органов брюшной полости и забрюшинного пространства, при которых требуется срочная медицинская помощь

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром «острый живот» Клиническая симптоматика: –боль в животе, сопровождающаяся частой рвотой, задержкой стула и отхождением газов, реже поносом, меленой. Ребенок малопод- вижен, часто в определенной позе. Как правило выражены симптомы интоксикации и обезвоживания. При пальпации – резкая болезненность живота, напряжение мышц передней брюшной стенки, симптом Щеткина- Блюмберга

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром острого гастроэнтероколита Характеристика: –наиболее часто встречается у детей при инфекционных заболеваниях, реже – в связи с грубыми алиментарными погрешностями Клиническая симптоматика: –клинически проявляется рвотой, поносом, интоксикацией

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром дегидратации Характеристика: –возникает у детей первого года жизни в связи с многократной рвотой и поносом Клиническая симптоматика: –сопровождается быстрым снижением массы тела,сухостью кожи и слизистых оболочек

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром мальабсорбции Характеристика: –связан с операциями, опухолевым поражением, воспалением кишечника, ферментопатиями, длительным использованием антибиотиков, массивной инвазией простейших, непереносимостью белков коровьего молока Клиническая симптоматика: –проявляется поносом с полифекалией, нарастающим истощением больного. Живот увеличен в объеме в следствие скопления пищевого хамуса в просвете кишечника, метеоризма

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром недостаточности печени Характеристика: –глубокие нарушения многочисленных и крайне важных функций печени. Развивается при % поражений паренхимы. Острая недостаточность развивается чаще у детей раннего возраста при вирусном гепатите, отравлениях гепатотропными ядами. Хроническая недостаточность является терминальным исходом хронических заболеваний печени и в отличие от острой развивается постепенно

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром недостаточности печени Клиническая симптоматика: –проявляется нарушением поведения больного, сонливости, реже возбуждения и беспокойства. По мере развития этого синдрома больной впадает в коматозное состояние. Усиливается желтуха, увеличивается гипербилирубинемия. Патологические формы дыхания изо рта, от пота и мочи, ощущается сладковатый запах, связанный с выделением метилмеркаптана. Все печеночные пробы резко нарушены

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром эндогенной желтухи Характеристика: –у новорожденных желтушность кожи появляется при увеличении содержания билирубина более 68,4-85,5 мкмоль/л на фоне патологии гепатобилиарной системы, гемолитическом разрушение эритроцитов (гемолитическая желтуха новорожденных). У детей старше года желтушность обнаруживается, если уровень билирубина превысит 20,5-34,2 мкмоль/л

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром эндогенной желтухи Клиническая симптоматика: –раньше всего у детей окрашиваются склеры, нижняя поверхность языка, небо. Обязательным является окрашивание каловых масс

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром экзогенной желтухи Характеристика: –обусловлен потреблением большого количества продуктов, содержащих красящие вещества (морковь,апельсины, мандарины, хурма) или медикаментов. Характерен для детей первых пяти лет жизни из-за замедления разрушения и элиминации красящих веществ

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней Синдром экзогенной желтухи Клиническая симптоматика: –отсутствие окрашивания склер, цвета кала при экзогенной желтухе. Нормальный уровень билирубина при биохимическом исследовании крови

Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармацевтической опекой Пропедевтика детских болезней ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Детские болезни/Под.ред.проф. П.Н.Гудзенко.-Вища школа Детские болезни/Под.ред.проф. П.Н.Гудзенко.-Вища школа Мазурин А.В.,Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней-М.Медицина Мазурин А.В.,Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней-М.Медицина Майданник В.Г. Основи клінічної діагностики в педіатрії: навчальний посібник.-К., Майданник В.Г. Основи клінічної діагностики в педіатрії: навчальний посібник.-К., Медицина дитинства/ Андрущук А.А., АряєвМ.Л., БабкоС.О.та ін. За ред. П.С.Мощича.- К.,Здоровя, Медицина дитинства/ Андрущук А.А., АряєвМ.Л., БабкоС.О.та ін. За ред. П.С.Мощича.- К.,Здоровя, Педиатрия: Учебник/ Под. Ред. проф. Шабалова Н.П.- СПб.,Питер Ком, Педиатрия: Учебник/ Под. Ред. проф. Шабалова Н.П.- СПб.,Питер Ком, Практична педіатрія. За ред.проф. Сміяна І.С.- К.,Здоровя, Практична педіатрія. За ред.проф. Сміяна І.С.- К.,Здоровя, Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней.- Л.:Медицина, Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней.- Л.:Медицина, 2005