Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Научно-образовательный курс Актуальные проблемы современной лингвистики Тема 6. Проблемы этнопсихолингвистики Коновалова Юлия Олеговна
Цель: рассмотреть некоторые положения и вопросы этнопсихолингвистики
Задачи: Объяснить смысл термина «этнопсихолингвистика» Рассмотреть вопросы взаимоотношения языка, культуры и мышления
Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Социальная психолингвистика Этнопсихолингвистика как наука Связь языка, культуры и мышления Литература
Ключевые слова темы: Этнос Этнический Этнолингвистика Этнопсихолингвистика Языковая личность Языковое сознание Культура Стереотип Речевой стереотип Культурный стереотип Национальный характер Наименование Зоонаименования
Социальная психолингвистика Психолингвистика: речевая деятельность человека вообще. Реальность: речевая коммуникация происходит между людьми. Люди – члены общества Речевую коммуникацию изучает социальная психолингвистика.
Этнопсихолингвистика - часть социальной психолингвистики
Этнопсихолингвистика Этнос – народ Этнос = язык + культура
Этнопсихолингвистика - наука, которая изучает речевое поведение не человека вообще, а человека как представителя какого- либо этноса.
Этнопсихолингвистика - изучает различия в речевом поведении представителей разных культур
Речевое поведение Речь отражает черты национального характера. Речевые стереотипы Культурные стереотипы
Языковое сознание Культура влияет на языковое сознание.
Как культура влияет на языковое сознание? = В чём суть этнических различий между языковыми личностями? Ассоциативный эксперимент: Лексикон человека отражает реалии культуры
Ассоциативный эксперимент Ваши ассоциации к словам: Синий … Белый … Жёлтый …
Ассоциативный эксперимент Синий – НЕБО (представители всех культур)
Ассоциативный эксперимент Белый – СНЕГ (русские) ХЛОПОК (узбеки) МОЛОКО (казахи)
Ассоциативный эксперимент Жёлтый – ОСЕННИЙ ЛИСТ, ОДУВАНЧИК (русские) ЗОЛОТО, ЯИЧНЫЙ ЖЕЛТОК (французы) МАСЛО (американцы) ПРОСО (узбеки)
Ассоциации Причины различий в ассоциациях: Разная природа Разный быт Разный фольклор (традиции народного творчества)
Зоонаименования Образы животных в сказках зоонаименования людей различны
Зоонаименования Лиса – какая? Волк – какой? Медведь – какой? Свинья – какая? Черепаха – какая?
Зоонаименования Лиса – хитрая, лживая Волк – глупый, злой, коварный Медведь – неуклюжий Свинья – грязная Черепаха – медлительная
Различия в зоонаименованиях Змея – Коварная, опасная женщина (русские) Красивая, изящная женщина (японцы) Пчела – Злобный, недовольный человек (казахи) Трудолюбивый человек (русские)
Зоонаименования Русский язык: Оценка + Кошечка Голубь (голубка) Рыбка Птичка Зайчик Оценка – Ворона Сорока Коза (козёл) Овца (баран) Червяк Амёба
Зоонаименования Китайский язык: Оценка + Оценка –
Различия в невербальном поведении - различия в жестах
Различия в этикетных правилах В разных странах по-разному здороваются прощаются принимают гостей благодарят ………………………
Язык и мышление Мышление обусловлено многими факторами: Природными Биологическими Социальными
Язык и мышление Каждый народ живёт своей жизнью – -То есть по-своему мыслит – -То есть по-своему говорит
Выводы 1. Мышление влияет на язык, но … … мышление шире, чем язык: Мысли, чувства, наглядный пример не нуждаются в словах. Ф.И.Тютчев: «Мысль изречённая есть ложь»
Выводы 2. Культура отражается в языке и формирует речевой портрет этноса.
Литература к теме: 1. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, – С Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, С
Спасибо за внимание!