ЮКО Толебийский район КГУ «ОСШ им.Б.Момышулы» учитель русского языка и литературы Умарова Альбина Фаритовна
Государственный праздник Наурыз мейрамы в Казахстане - это исторически сложившийся праздник весеннего обновления, который символизирует жизнь и преемственность поколений. Наурыз - это главный праздник в году как у казахов, так и у многих народов Азии, отмечаемый уже более пяти тысяч лет. Наурыз - это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни.. Празднование Наурыза имеет языческие корни, это праздник поклонения природе. Наурыз отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. В этот день небесные светила: созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь - круг. Иначе Наурыз у казахов называют "Улыстын улы куни", что в переводе на русский означает "Великий день народа". Название праздника "Наурыз" состоит из двух древнеиранских слов "ноу" (новый) и "роуз" (день).
Наурыз - это день, когда на земле устанавливается добро Наурыз - это день возрождения природы, пробуждения ее ото сна. Это очень символичный праздник и соответственно с Наурызом связано множество традиций и обычаев. Наурызом у казахов называется не только сам праздник, но и весь месяц март. Детей рожденных в этот месяц принято было называть именами, производными от слова "Наурыз", например мальчиков - Наурызбай или Наурызбек, а девочек - Наурыз или Наурызгуль и т.д. По мифологическим представлениям казахов накануне дня праздника Наурыз по земле ходит счастье, поэтому ночь, накануне праздника называли ночью счастья, то есть Наурыз это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, степь покрывается сочной зеленой травой, начинают течь ручьи, на Землю спускается Новый год.
Праздник Наурыз всегда сопровождался массовым весельем. Молодежь собиралась у качелей - алтыбакан. Все пели, танцевали, играли в национальные игры. На Наурыз часто устраивались соревнования между юношами в борьбе, или скачках. Иногда юноши соревновались в умении держаться в седле с девушками. Также на Наурыз устраивались айтысы, где в своем мастерстве соревновались акыны - поэты-певцы-импровизаторы. Наурыз - праздник единства всех людей на Земле и природы, праздник гармонии, света и добра!
История праздника Наурыз Несмотря на то, что слово «науруз» в персидских источниках впервые появилось во втором веке до нашей эры, сам праздник отмечался уже во времена правления Ахеменидов ( гг. до н.э.). Именно во времена династии Ахеменидов праздник весеннего равноденствия сложился как официальный праздник Зороастризма. В дни празднования Науруза наместники Персидской империи приносили дары своему правителю – шахиншаху. В поэме «Шахнаме» начало празднования Науруз связывается с началом царствования шаха Джамшида. Существует поверие, что персидский царь Джамшид, которого изначально звали «Джам»-ом, достигнув территории нынешнего Азербайджана, повелел своим подданным установить на возвышенности трон из драгоценных камней, лицевая часть которого была обращена на восток. Когда трон был установлен Джамшид воссел на него. На его голове красовалась корона, также унизанная драгоценными камнями. Солнце начало восходить. Его лучи осветили корону, которая озарила все вокруг ярким радужным сиянием. Люди, очарованные столь прекрасной картиной, воскликнули: «Шид! Шид!», что означало: «Это – новый день! Это – новый день!» Так шах Джам стал царем «Джамшид»-ом. Это соответствует Малому Наурузу, то есть началу весны. Большой Науруз, то есть шестой день месяца Фарфардин – день, когда царь Джамшид, воссев на трон, созвал к себе всех подданных и приказал им совершить полное омовение тела и совершить земной поклон Создателю. Затем по его повелению этот день стал отмечаться каждый год. В период между Малым и Большим Наурузами люди помогали нуждающимся, правители проводили амнистию заключенных и прощали провинившихся.
Срубил одно дерево - посади десять! Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его исток". Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!". После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы - зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак.