Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ учитель истории, казахского языка и литературы Алибаева Г.А. январь 2012 год
Древняя римская пословица гласит: "Не для школы, а для жизни мы учимся". Над школами в Древнем Риме висела вывеска "Школа учит жизни". В 17 веке «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского определила в педагогике дидактическую систему. В 18 веке дидактическая система Коменского нашла широкое применение в практике. !!! Урок – является основной дидактической единицей, который реализуется по следующей схеме: Урок начинается спрашиванием трех, четырех учеников домашнего задания. При этом один ученик решает задачу или читает домашнее задание, на что уходит большая часть урочного времени; Затем учитель объясняет и разъясняет новую тему; После учащиеся выполняют одно или несколько заданий по новой теме; Наступает финальная часть – тут учитель спешит объявить оценки отдельным учащимся, задать домашнее задание.
«Надо исходить от жизни! …Не поймаешь цель - промахнешься в жизни!» 21 век –новые задачи : подготовка обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях; формирование новой информационной культуры обучающегося, умений использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения своей жизнедеятельности и развития формирование и развитие обучающегося в контексте проблем развития цивилизации - с одной стороны, это формирование необходимых компетенций, а с другой - развитие до максимума личного интеллектуальной и творческого потенциала. формирование связи «педагогика - менеджмент». Педагогический менеджмент - управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей формирования и развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-исторических условиях.
Н ЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Не «разжевывать знания», а дать возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей и способностей; Не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности; Обеспечить мотивационную сферу, развитие интеллекта, способностей, самостоятельности, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
М ОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации учителя по ее успешной реализации. Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия: достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения; готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности у учеников минимума знаний и общих учебных умений; возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.
Учебный модуль имеет свою конструкцию, состоящую из 3-х частей: вводной, диалогичекой и итоговой. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.
Д ИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ поуровневая дифференциация обучения учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи организация индивидуального контроля
ПОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
А ЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ МОДУЛЯ : 1. Определение места модульного урока в теме; 2. Формулировка темы урока; 3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения; 4. Подбор необходимого фактического материала; 5. Отбор методов и форм преподавания и контроля; 6. Определение способов учебной деятельности учащихся; 7. Составление модуля данного урока; 8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ : Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля. Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия. Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента. Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента. Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся. Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ). УЭУчебный материал и задания Комментарии для учащихся
Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие; понимание; осмысление; запоминание; применение; обобщение; систематизация.
Д ОСТОИНСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. Задается индивидуальный темп учебной деятельности. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке. Первоочередное формирование навыков самообразования.
Н ЕДОСТАТКИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Большая трудоемкость при конструировании модулей. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.
Замечательный казахский поэт М.Макатаев писал: «Что должен иметь поэт, чтобы быть поэтом? Первое - талант. Талант с образованием, с эрудицией. Второе - совесть, чтобы стыдиться самому перед собою, прочтя слабые вещи. Третье - простоту, пусть не гениальную, как у Пушкина и Абая, но простоту человеческую, чтобы быть понятным другим. Не умничать, не рассуждать, а воспевать. Четвертое - интуицию. Чего не видят другие, увидеть и познать. Пятое - труд, чтобы постоянно совершенствоваться. Шестое - дух. Всегда держать себя духовно богатым». Эти мудрые слова поэта можно смело отнести и к учителю, который должен быть всегда ТАЛАНТЛИВЫМ и ДУХОВНО БОГАТЫМ. Для этого необходимо постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться, повышать свой уровень профессионализма и компетентности, целенаправленно вести творческий поиск. Удачи всем на этом пути!