Будущее российского ритейла: виртуальные магазины против проблем с реальной инфраструктурой
Онлайн-торговля станет определяющим фактором развития ритейла - с этим согласны практически все эксперты рынка и представители розничных сетей. Ритейл – это сеть розничных торговых точек. Более того, одним из основных драйверов развития самого интернета в ближайшей перспективе станет именно торговля, уверен директор по стратегическому планированию Ark Scholz and Friends Драгорад Кнези. Вторым таким драйвером, уже изменившим облик интернета, являются социальные сети.
Причем две эти составляющие тесно связаны между собой: социальные сети берут на себя функции интернет-магазинов и становятся площадками для формирования потребительского спроса. "Лет через пять-десять, когда российские законы станут более восприимчивы к интернету, 90% потребителей будут совершать покупки через свои аккаунты в соцсетях", - считает Кнези. Более того, сами потребители, общаясь друг с другом в интернете, будут выступать в роли рекламщиков: намереваясь приобрести новый плеер (телевизор, автомобиль, путевку в Грецию), потенциальный покупатель ищет отзывы в блогах и на форумах, - ситуация, знакомая каждому.
Кроме того, с помощью социальных сетей потребители будут участвовать и в управлении производством: именно они будут "подсказывать" производителям, какой "новинки" ждет рынок. Так что будущее ритейла - за "демократическим консьюмеризмом", когда покупатель вовлечен в процесс производства и продвижения товаров. "Причем это будущее может наступить гораздо раньше, чем мы ожидаем", - отмечает глава X5 Retail Group Лев Хасис. То, что интернет является мощным инструментом продаж, поняли не только ритейлеры, которые принялись за освоение электронных торговых площадок, но и сами производители.
"собираясь перейти в виртуальный мир, не стоит забывать о реальной инфраструктуре". Для того чтобы обеспечить гражданам возможность свободно совершать покупки через интернет, нужно решить проблему с дорогами, построить необходимое количество точек, где покупатель смог бы забрать товар, наконец обеспечить сам доступ к глобальной сети - проблема, актуальная для многих российских регионов. Основная задача ритейла - удовлетворение потребностей потребителей, однако о них часто "забывают" при городском планировании, отдавая предпочтение интересам застройщиков.В итоге нередки ситуации, когда крупные торговые комплексы появляются там, где выгодно строить инвесторам, а транспортная доступность таких объектов попросту игнорируется.
Так что и на пути развития нового формата - торговли через интернет - ритейлеры столкнутся со множеством трудностей. Главной из них на сегодняшний день представляется ситуация с доставкой товаров потребителю, которая осложняется неудовлетворительным состоянием транспортной инфраструктуры - эта проблема становится особенно актуальна для крупных городов. В целом по стране проблемой является отсутствие развитой системы доставки товаров - другими словами, альтернатив "Почте России". Недавний пример - задержки с доставкой заказов, сделанных на интернет-аукционе eBay, - еще раз продемонстрировал необходимость модернизации в этой сфере и устранения административных барьеров.