Вадим Каптур кандидат технических наук, старший научный сотрудник, проректор по научной работе ОНАС им. А.С. Попова, вице-председатель Исследовательской комиссии 1 Сектора развития МСЭ Региональный обучающий семинар Центров профессионального мастерства МСЭ в режиме видеоконференции Технологические, организационные и регуляторные основы построения телекоммуникационных сетей современных и последующих поколений, Одесса, Украина, 4 сентября 2014 г.
1
2
противопоставление права человека на доступ к информации и ограничения этого права, когда речь идёт про «не желательный контент». Сегодня нет единой точки зрения на то, какой именно контент можно считать «желательным», а какой «не желательным» вопрос отнесения контента к той или иной категории лежит не только в плоскости его исследования и категоризации, а и в плоскости его потенциального влияния на конкретного человека или группу людей терминологическая неопределённость относительно того, какое именно название должен иметь контент, доступ к которому с той или иной точки зрения должен быть заблокирован для определённой категории людей. Например: «не желательный», «небезопасный», «нецелевой», «вредный», «запрещённый», «противоправный» и т.д. кто именно имеет право решать за ту или иную группу людей, какую информацию они имеют право получать, а какую нет. И по каким критериям необходимо определять принадлежность того или иного информационного ресурса к той или иной группе (категории) 3
4
Проект Академии «Создание безопасного Интернет-пространства для образовательных организаций» был признан лучшим проектом в категории «С5. Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ» в конкурсе, который был организован в рамках Форума Всемирного саммита по вопросам информационного общества в 2012 году и был назван Генеральным секретарём Международного союза электросвязи одним из главных достижений в установлении соединений в мире Система внедрена в более чем 150 организациях, среди которых более 100 учебных заведений в Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Киевской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черкасской, Черниговской областях и г. Киев 5
в разных частях мира придерживаются разных взглядов на то, должен ли регулироваться доступ к информационным ресурсам и если да, то на каком из уровней: законодательном, корпоративном, личном и т.д. термин «доступ к информации» является многогранным и комплексным и может охватывать как регулирование доступа к информации, которая, например, является коммерческой или государственной тайной, так и доступа к информации, которая может нанести вред здоровью или даже жизни человека важно обеспечить соответствие системы нормативно-правового регулирования фильтрации контента в государстве не только морально- этическому состоянию соответствующего гражданского общества, а и техническим возможностям и экономической целесообразности такого регулирования 6
отсутствие системности и видения цели внедрения ИКТ в учебный процесс в развивающихся странах недостаточная координация действий между Министерствами, ведомствами, меценатами и учебными заведениями при внедрении ИКТ в деятельность базовых и профессиональных учебных заведений сложность выбора национальной стратегии организации доступа к информации в учебных заведениях: постепенное (равномерное) внедрение всех составляющих ИКТ вложение большинства ресурсов в развитие одной конкретной составляющей 7
фильтрация того или иного контента является целесообразной лишь при условии, что этот контент вообще может быть доставлен и воспринят человеком появление значительного количества программных и программно- аппаратных решений, предназначенных для блокирования доступа к информационным ресурсам на различных уровнях и в сетях различного типа анализ различных средств фильтрации показывает наличие преимуществ и недостатков у каждого из них и позволяет сделать вывод про целесообразность формирования методик выбора оптимального, как с технической, так и с экономической точек зрения, варианта реализации систем фильтрации нецелевого контента для различных случаев 8
9
основной задачей любой системы фильтрации контента является сокращение вероятности случайного или преднамеренного получения пользователем доступа к информационному ресурсу, который определён соответствующей политикой фильтрации, таким, который должен быть полностью или частично заблокирован построение классификационных моделей даже для сети одного типа чётко демонстрирует наличие большого количества существующих средств, видов, методов и подходов к фильтрации контента наиболее перспективной сегодня является идея использования так называемых комплексных систем фильтрации контента (КСФК) – систем, которые состоят из двух или более средств фильтрации, каждое из которых может использовать различные виды, методы и подходы к фильтрации контента 10
11
12
информирование широкой общественности про угрозы, которые появляются с внедрением новых технологий в повседневную жизнь реализация образовательных программ, направленных на подготовку специалистов по информационной безопасности недостатком большинства образовательных курсов является ограниченность, а иногда и полное отсутствие, обратной связи, которая, обычно, формируется в виде тестирования с дальнейшим подтверждением соответствующей компетенции 13
14
тел: , факс: ,