По русскому языку Учитель: Прудченко О.В.
- Воскликнул Именительный: - Мой именинник тот, Который изумительно науку познаёт! - Того, - сказал Родительный, - Я отрицаю…, кто не может без родителей Надеть себе пальто. - Тому, - ответил Дательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно уроки делать сам. - Того, сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно не может прочитать. - С тем, заявил Творительный, - Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду. - О том, - сказал Предложный, - Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может полезное для нас.
Тема: «Обобщение знаний о падежах» Имя существительное
Повторить названия падежей; Повторить вопросы каждого падежа; Повторить окончания имён существительных в данном падеже; Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных. Развивать навыки грамотного письма.
Изменение имён существительных по падежам – называется склонением.
В русском языке 3 склонения
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Ж.р, (-а-, -я-) м.р, ( -о-) М.р, (0), Ср.р. (-о-,-е-) Ж.р (0), с -ь- знаком на конце
В русском языке – шесть падежей. И. п (Кто? Что?) Р. п. (Кого? Чего?) Д. п. (Кому? Чему?) В. п. (Кого? Что?) Т. п. (Кем? Чем?) П. п. (О ком? О чём?)
У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям, Судьбу и жизнь свою! И про своё призвание На ушко им поют.
Я – именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.
А я – падеж родительный Характер мой – общительный. Кого? Чего? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.
А я – винительный падеж И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.
А я –падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять?
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова у зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг к – зелёному листу! Лапой – хвать зелёный лист… Дескать, поиграем. Ветер вновь с листом зелёным… Закружил над старым клёном, Но шалун уже устал И ко мне в тетрадь упал. Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.
И.п есть (кто? что?) Р.п нет (кого? чего?) Д.п дам (кому? чему) В.п вижу (кого? что) Т.п доволен (кем? чем) П.п думаю (о ком? о чём?)
Морозное утро Тёплый, солнечный день Звенящая тишина Сверкает иней
Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.
I вариант Бр…дил по л…су, ч…десная п…года, прячутся под б…рёзами, всп…минали о лете. II вариант Прол…тала над лесом, был на …кскурсии, вырастают из гр…бницы, шли по тр…пинке.
I вариант Д.п. Бродил по лесу, И.п. чудесная погода, Т.п прячутся под берёзами, П.п вспоминали о лете. II вариант Т.п. Пролетала над лесом, П.п был на экскурсии, Р.п вырастают из грибницы, Д.п. шли по тропинке.
1. Заблудился в лесу; 2. Перепрыгнул через лужу; 3. Вышел из ворот; 4. Побежал по коридору; 5. Беспокоились о сыне; 6. Стучали в дверь; 7. Разрезал ножницами; 8. Подарила бабушке; 9. Стучал молотком; 10. Отвечать у доски.
П. В. Р. Д. П. В. Т. Д. Т. Р.
Сколько падежей у имени существительного?
Какие есть падежи?
Сколько есть типов склонений?
В чём заключалась цель нашего урока?
Достигли ли мы этой цели?
- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 69, упр. 178
Спасибо за урок!