Инновационный Евразийский Университет Кафедра «Стандартизация и технологическое оборудование» Слайд-лекция 15 по дисциплине «Статистические методы управления качеством продукции и процессов» На тему: Правовое обеспечение управления качеством продукции Для студентов специальности «Стандартизация, метрология и сертификация» Разработал: к.т.н., старший преподаватель Искаков Р.М.
Содержание Уровни в соответствии с которыми создаются организации по управлению качеством Зарубежные организации правового обеспечения управлением качеством продукции Выводы Контрольные вопросы Рекомендуемая литература
Уровни, в соответствии с которыми создаются организации по управлению качеством - международный (межнациональный); - национальный (государственный); - отраслевой; - общефирменный
Структура Европейской организации по качеству комитет по подготовке кадров комитет по надежности комитет по cтатистическим методам комитет по терминологии комитет по вопросам стандартизации в управлении качеством Зарубежные организации правового обеспечения управлением качеством продукции
Основные виды деятельности Японского союза инженеров и научных работников проведение исследований в области управления качеством продукции обучение и переподготовка кадров пропагандистская и издательская деятельность
Системно- комплексный подход идеологические мероприятия технические мероприятия организационные мероприятия экономические мероприятия
Американская (TQC – комплексное управление качеством) концепция Японская (CWQC – управление качеством в рамках фирмы) концепция Популярные концепции
Особенности Японского подхода - деятельность кружков качества, основная задача которых – постоянное совершенствование производства; - исключение самой возможности брака на всех этапах производства; - широкое использование статистических методов контроля производства и качества; - приоритет предупреждения дефектов перед реакцией на отклонения; - разработка общенациональных программ по контролю качества и др.
Японское понимание качества - более высокое качество связано с более низкими издержками; - более высокая производительность труда дает более высокое качество; - производство более мелких изделий позволяет понизить затраты; - все рабочие должны думать: думающий рабочий – это продуктивный рабочий; - нельзя допускать никаких потерь - это требование должно достигаться за счет гарантий, заложенных в самой системе производства; - в результате автоматизации трудовые затраты должны быть сокращены, а производственные дефекты ликвидированы; - высокое качество гарантирует на долгий срок доверие потребителей; - низкое качество ведет к излишним затратам
Очень важные черты Японии в области достижения качества продукции: система пожизненного найма, система оплаты труда на основе выслуги лет и должностной иерархии, система поставок сырья и полуфабрикатов с колес и точно в срок (система канбан), непрерывное внутреннее профессиональное обучение
Выводы Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации производства Наиболее полное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого объекта, проявляющиеся на всех этапах его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке, хранении, применении, ремонте, тех. обслуживании
Контрольные вопросы 1.Какова структура Европейской организации по качеству? 2.Какая существует крупная японская организация по качеству? 3.Какие концепции управления качества получили наибольшую известность ? 4.В чем заключается системно-комплексный подход? 5.Каковы особенности Японского подхода в области правового обеспечения управлением качеством продукции?
Рекомендуемая литература Обязательная: 1. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, – 720 с. 2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, – 212 с. 3. Маренков Н.Л. и др. Управление обеспечением качества и конкурентоспособность продукции. – Ростов- на Дону: Феникс, – 512 с. 4. Аскаров Е.С. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебное пособие 3-е изд., - Алматы: Стандарт, с. 5. Грашина М., Дункан В. Основы управления проектами. СПб.: Питер, – 208 с.
Дополнительная: 1. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления. – М.: МарТ, – 256 с. 2. Благодатских В.А. и др. Стандартизация разработки программных средств: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, с. 3. Муштаев В.И, Токарев В.Е. Основы инженерного творчества. – М.: Дрофа, – 254 с.