Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» ХМАО - Югра Презентация «Виды театров. Обучение детей правилам обращения с куклами» Для педагогов ДОУ и родителей Унъюган 2014
Детская театральная деятельность состоит из предметных и непредметных игр: Предметные игры– действующими в театральной постановке являются предметы: игрушки, куклы… Непредметные игры - дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.
Детский педагог- исследователь Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников: - картонажный, - магнитный, - настольный, - пяти пальцев, - масок, - ручных теней, - «живых теней», - теневой картонный, - книжка-театр, - театр кукол для одного исполнителя.
У детей вызывает большой интерес самостоятельное изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. Игрушки, изготовленные педагогами, родителями с детьми имеют большую ценность - развивают изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Виды театров, которые можно изготовить с дошкольниками:
Куклы из носков В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Вязаный пальчиковый театр
Театр ложек
Театр на дисках
Театр на прищепках
Театр из помпонов
Театр из губок
Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрыты от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: - марионетки (куклы на нитках), - верховые куклы (перчаточные), - тростевые куклы (основа такой куклы– гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является позвоночником куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы), - механические и др. - театр кукол с живой рукой. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. - куклы системы люди–куклы. Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. При использовании в театральных постановках кукол любого вида, все-же необходимо соблюдать некоторые правила для придания правдоподобности театральных представлений.
Правила, помогающие придать куклам облик «живого объекта»: 1. Следует держать куклы на определённом уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети своей высоты. Отводя куклу в глубину, нужно поднимать её повыше для того, чтобы передние зрители могли её видеть, так как, чем дальше кукла отведена от края ширмы, тем хуже она становится видна. 2. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки исполнителя. Следует помнить о том, что талия куклы приходится как раз на запястье руки, и ни в коем случае нельзя наклонять держащую куклу руку полностью. 3. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув в запястье руку, на которую надета кукла, а потом, оперев запястье на то место, куда сажается кукла, выпрямить кисть руки. Когда сидевшая ранее кукла встаёт, она тоже должна сначала наклониться вперёд, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до обычного уровня стоящей куклы. Если у куклы есть ноги, её можно посадить на край ширмы лицом к зрителям. В этом случае следует усадить куклу, держа её в профиль, и постепенно поворачивать лицом к зрителям, одновременно перекидывая её ноги через край ширмы. Если у куклы нет ног, нужно, сажая её на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку кукловода, прикрыв её одеждой куклы. 4. Движения куклы и текст, произносимый от её имени, должны быть обращены к определённому объекту – к предмету или персонажу. Это достигается тем, что куклу поворачивают всем корпусом или головой в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить её нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят. 5. «Говорящая» кукла должна подчёркивать наиболее важные слова движениями головы или рук, так как это делает человек в жизни. 6. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе непонятно, какая из кукол говорит.
Усвоению этих правил нужно посвятить несколько занятий. Знакомиться с куклами и усваивать навыки игры с ними лучше не на абстрактных действиях вообще, а на основе небольших сценок, так называемых этюдов. Сюжеты их могут быть очень простыми, например: встреча (куклы встречаются, здороваются; встреча может быть радостной или наоборот неприятной, нежелательной). Можно прочитать короткое стихотворение или басню с куклой на руке и добиться того, чтобы создалось впечатление, будто текст произносит сама кукла. Прочитав несколько раз пьесу по ролям, можно попробовать, сидя за столом, надеть куклы на руки и произносить текст от их лица, стараясь найти такие интонации, жесты и движения головы кукол, которые соответствовали бы смыслу происходящего действия. В процессе разбора пьесы и читок по ролям (без кукол и с куклами) исполнители ролей обычно легко запоминают текст. С теми, у кого не получается быстро запомнить текст, следует позаниматься дополнительно, чтобы специально заучить текст. Не рекомендуется учить текст в отрыве от партнёров и кукол; всегда можно найти время для репетиции и после неё, чтобы поучить с детьми те сцены, которые плохо запоминаются. К тому времени, как начнутся репетиции на кукольной сцене – ширме (в декорациях, с реквизитом), всем исполнителям необходимо знать текст наизусть. Устойчивые навыки правильного ведения куклы вырабатываются постепенно, в практической работе с куклой. На репетициях и спектаклях нужно внимательно следить за тем, чтобы общие правила применялись в конкретных обстоятельствах пьесы, в ролях. При тщательно подготовленном спектакле, удовольствие от театрализованного действия получат и зрители и артисты-кукловоды.
Занимаясь с детьми-дошкольниками театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Список литературы: 1. Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» Интернет-ресурсы: 1. festival.1september.ruarticles/600117/ 2. nsportal.ru…sad…2014/02/26/seminar-praktikum…ring 3. journal.preemstvennost.ru…sovremennaya-sistema… igr.net Слайды 5. festival.1september.ruarticles/ femday.ruperevodchiki/forum-186. html 7.