Выполнили ученики 5-г класса Захаренко Ирина Жаныбаева Элиза Кыдырова Гулшан МБОУ«СОШ5»
Актуальность нашего проекта определена необходимостью изучения музыкальной культуры народа ханты, т.к. это поможет нам повысить интерес к его культуре, обогатить наш духовный мир, быть неравнодушным к родному краю, к людям, населяющим его.
Цель проекта: изучить музыкальную культуру народа ханты.
Задачи проекта: Изучить материал о истории музыкальной культуры народов ханты. Познакомиться с элементами культуры. Научиться работать в команде. Подготовить презентацию, рассказать одноклассникам о проведенной работе по теме исследования на уроке музыке, литературы "Мы - дети Югры".
Гипотеза проекта: Мы считаем, что проживая на территории коренных народов Ханты и Манси, мы современные люди должны знать, понимать, уважать культуру этих народов.
1 этап – Подготовительный Определение темы и актуальности проекта; Распределение обязанностей; Определение источника информации.
2 этап –Практический Изучение информации об истории создания песен, инструментов, музыки народов ханты (интернет источник, литература, экскурсия в музей); Разучивание песен, танцев, знакомство с музыкальными инструментами, с народными праздниками; Создание презентации для выступления.
2 этап
3 этап – Заключительный Подведение итогов; Защита проекта.
Музыка и песни Ханты – один из наиболее музыкально – одаренных Народов Югры. Их с рождения окружают окружает мир музыки, мир танца и песни. О древнем происхождении их музыки свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения, а также традиционные эпические сказания и сказки. Истоки - Хантыйской музыки - многообразны.
Инструменты Хантыйские музыкальные инструменты изготавливались из природного материала – дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев. В настоящее время имеются сведения о 27-ми фоноинструментах.
Санквылтап или Нарс-юх национальный струнный щипковый инструмент, в переводе означает «Звенящая доска »
Бубен ударный музыкальный инструмент
Журавль национальный струнный щипковый музыкальный инструмент
Тумран или конколь-лонколь хантыйский губной язычковый инструмент.
Нин-юх и хум-юх корпус овальный Кугель-юх с выемкой, наподобие скрипки.
Танцы Народная хореография представлена прежде всего обрядовыми танцами. Среди них различаются танцы мужские, женские и общие. Особое место праздника занимают подражательные танцы-пантомимы если про медведя, то подражают ему, если лебедя то делают лебединые движения
Вороний день – «Вурна хатл» Ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей.
Заключение В настоящее время большое внимание уделяется возрождению культуры коренных народов Югры, сохранению их традиций. Создаются этнокультурные центры, национальные школы, развивается этнотуризм. Мы считаем, что это правильно, потому что для успешного взаимодействия людей, живущих на одной территории, важно знать культуру, традиции и обычаи другого народа. В настоящее время большое внимание уделяется возрождению культуры коренных народов Югры, сохранению их традиций. Создаются этнокультурные центры, национальные школы, развивается этнотуризм. Мы считаем, что это правильно, потому что для успешного взаимодействия людей, живущих на одной территории, важно знать культуру, традиции и обычаи другого народа.
Спасибо за внимание! Особую благодарность выражаем Беловой Дарье Ивановне (педагогу дополнительного образования МБОУ ДОД ДЮС «Прометей») за предоставленную помощь в подборе материала!