П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В ВЕДЕНИЕ ФФГОС ООО Р ЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА И ИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Заместитель директора Войтык Э.В. МБОУ «СОШ 7» г.Рубцовска
Ц ЕЛЬ ПЕДСОВЕТА : ВКЛЮЧИТЬ УЧИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСВОЕНИЮ, ПОНИМАНИЮ, ПРИНЯТИЮ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Задачи: Выявить сущностные характеристики нового качества образования. Выявить основные позиции современного урока. Обозначить ресурсы развития современного урока. Определить дальнейшие направления деятельности коллектива, обеспечивающие достижение нового качества образования.
О БНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Они включают три группы требований: требования к структуре образовательных программ требования к условиям реализации образовательных программ требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ включают не только знания, но и умения их применять, выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах РФ.
Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Ф АКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы; объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов; связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования; совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов. УРОК.
Т РИ ПОСТУЛАТА СОВРЕМЕННОГО УРОКА : Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ : Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения); Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом); Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками; Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала; Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся; Продумать систему повторения и закрепления изученного материала; Найти оптимальное место домашнему заданию.
М НОГОЧИСЛЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫЯВИЛИ НЕДОСТАТКИ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В ШКОЛЕ. С РЕДИ НИХ : увлечение планированием урока без достаточной связи с другими; слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки- близнецы в разных классах; недооценка специального продумывания целей и задач урока; шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса; перегруженность содержания учебного материала; недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования; бедность арсенала выбора методов обучения; слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения; увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке; односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности); пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.
Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по- прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля ).
С АМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ ТИП УРОКА – КОМБИНИРОВАННЫЙ С ПОЗИЦИИ ОСНОВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно- деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Р ЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Ч ЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ
М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Формы Технологии Содержание Методы Приемы
Проектнаядеятельность Модульноеобучение Развивающееобучение ИКТ Здоровьесберегающиетехнологии Технологические ресурсы
Р ЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Временные Информационные Технологические Мотивационные Инновационные Здоровьесберегающие Методической и психолого-педагогической компетентности учителя Материально-технические
Э КСПРЕСС - АНКЕТА ПЕДАГОГОВ ( ОТВЕТЫ « ДА » ИЛИ « НЕТ ») Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо. Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Р ЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА : 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке) 4 место – материально-технический, финансовый Главный ресурс урока – сам учитель
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении всего того, что ты знаешь, чему учишься.
Х ОТЬ ВЫЙДИ ТЫ НЕ В БЕЛЫЙ СВЕТ, А В ПОЛЕ ЗА ОКОЛИЦЕЙ,- П ОКА ИДЁШЬ ЗА КЕМ - ТО ВСЛЕД, Д ОРОГА НЕ ЗАПОМНИТСЯ. З АТО, КУДА Б ТЫ НИ ПОПАЛ И ПО КАКОЙ РАСПУТИЦЕ, Д ОРОГА ТА, ЧТО САМ ИСКАЛ, В ОВЕК НЕ ПОЗАБУДЕТСЯ. Н. Рыленков
П РОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА 1. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов. 2. Использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы и методы обучения, учитывающие склонности учащихся, и современные образовательные ресурсы, обеспечивающие активное участие каждого ребенка в процессе образования. 3. С целью повышения качества образования использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии; 4. Методическим объединениям проанализировать готовность технологических и образовательные ресурсов школы к переходу на внедрение новых образовательных стандартов ООО. 5. Педагогам пересмотреть темы самообразования с учётом требований ФГОС. 6. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках педсоветов, семинаров, конференций.