Роды литературы Урок литературы, 5 класс
Ах, ты, поле моё, поле чистое, Ты раздолье моё расширокое! Ах, ты всем, поле, изукрашено, И ты травушкой, и муравушкой, Ты цветочками-василёчками; Ты одним, поле, обесчещено: Посреди поля, поля чистого, Вырастал тут част ракитов куст; Что на кусточке на ракитовом, Как сидал тут млад сизой орёл, Во когтях держит чёрна ворона, Он точит кровь на сыру землю. Как под кустиком под ракитовым, Что лежит убит добрый молодец, Избит, изранен и исколот весь. То не ласточки, не касаточки Вкруг тепла гнезда увиваются – Увивается тут родная матушка; Она плачет, как река течёт: Она век будет течи, Никогда не вытечет. А родна сестра плачет, как ручей течёт: Он с весны будет течь, к лету высохнет. Молода жена плачет что роса падёт: Она с вечера падёт, а к утру высохнет.
«Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком» «А Иван-царевич лежит в чистом поле мёртвый, и над ним уж вороньё вьётся, вот-вот клевать начнёт. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк, увидел Ивана-царевича и сел в сторонке, ждёт, когда вороньё подлетит. Вот спустился ворон с воронятами к Ивану-царевичу и давай его трепать. Волк подкрался и схватил воронёнка».
Роды литературы Лирика Эпос Задача рода Особеннос ти картины жизни (КЖ) Основные жанры
Роды литературы Лирика Эпос… Задача рода Выразить внутренние события и их проявления во внешнем мире Рассказать о внешних событиях и проявлении в них внутреннего мира героев Особеннос ти картины жизни (КЖ) Развитие мыслей-чувств ЛГ (лирический сюжет) Развитие действия: конфликт, в котором участвуют герои, и его разрешение (эпический сюжет) Основные жанры Небольшие по объёму произведения различной тематики Рассказ, сказка, былина, басня
Кто автор произведения? К какому роду вы отнесёте произведение? Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, толь мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав – судить не нам; Да только воз и ныне там.
Кто автор произведения? К какому роду вы отнесёте произведение? Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой…
Кто автор произведения? К какому роду вы отнесёте произведение? Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу…
Кто автор произведения? К какому роду вы отнесёте произведение? Жила-была старая коза, и было у неё семеро козлят, и она их любила, как всякая мать деток своих любит.
Кто автор произведения? К какому роду вы отнесёте произведения? Гонит Илья коня доброго: -Поторапливайся, милый Карюшко! Заждались нас люди в Чернигове!
Кто автор произведения? К какому роду вы отнесёте произведения? Профессор (тяжело вздыхая). Рассказать что-нибудь интересное, ваше величество? О чём же? В каком роде? Королева. Ну, не знаю. Что-нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года. Профессор. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев! Королева. Вот как? В самом деле? Профессор. Совершенно точно, ваше величество…