В ШКОЛУ ГОТОВ? Всегда готов! Подготовила: педагог-психолог МБОУ «СОШ56» Панова Наталья Александровна
Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность (развитие познавательных процессов, мелкой моторики и произвольности действий) Эмоционально-волевая готовность Эмоционально-волевая готовность (умение управлять своим поведением и эмоциями) Социальная готовность Социальная готовность (желание учиться – идти в школу, умение общаться, умение обучаться и выполнять роль ученика)
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ. Цель Цель: посмотреть уровень развития познавательных процессов и произвольности действий у детей, идущих в первый класс, чтобы педагогам и родителям знать над чем нужно поработать дополнительно, чтобы учеба ребенка была успешной. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: - Восприятие - Внимание - Мышление - Память - Воображение - Речь
От степени сформированности внимания во много зависит продуктивность учебной деятельности и успеваемость ребенка. Непроизвольное внимание – возникает само собой, то что ярко, интересно (свойственно дошкольникам) Произвольное внимание - требует усилия воли: надо делать то, что не хочется (необходимо школьникам) Игры и упражнения, направленные на развитие внимания: Найди одинаковые предметы на картинках - Найди одинаковые предметы на картинках - Найти отличия между картинками - Лабиринты - Найди и вычеркни (корректурная проба) - Пазлы - Запретная буква (цифра, слово, слог и т.п.) - Рисование по точкам и др.
Игра «Четвертый лишний» (с однозначным и неоднозначным ответом) Упражнение «Раздели на группы и скажи почему» Игры со спичками (счетными палочками) + мелкая моторика Игра-упражнение «Продолжи ряд» Детям предлагается ряд букв, цифр, фигур, в котором просматривается некая закономерность. Ребенку нужно продолжить ряд (1, 3, 5, 7, …). Упражнение «Расскажи по картинкам» + воображение Детям предлагаются картинки. Их нужно разложить в нужной последовательности и составить рассказ. Настольные игры: шашки, шахматы, домино, карточные игры, т.п. Головоломки, ребусы, загадки и т.п.
Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? – зрительная память Перед ребенком на 1 мин. ставятся 4-5 игрушек (картинок), затем просят отвернуться. Убирают одну игрушку (или переставляют).Ребенок отвечает: «Что изменилось?» Игра «Прогулка в картинках» - зрительная, слуховая память и внимание Во время прогулки ребенка просят обращать внимание на все вывески (дорожные знаки). Дома просят нарисовать или рассказать о тех вывесках (знаках), которые он запомнил. Упражнение «Запомни картинки (слова)». Ребенку предлагается запомнить 10 картинок (или читаются слова) в течение 2 минут. Затем вспомнить. Пересказывание сказок, рассказов, мультфильмов. Стихи.
Воображение важнее, чем знание, так как знание говорит обо всем, что есть, а воображение - обо всем, что будет. А. Эйнштейн Упражнения со сказками, рассказами: - Придумывание недостающих частей рассказа, сказки, когда одна из них пропущена (+развивается мышление). Придумывание сказок, рассказов. - Перевирание сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый) Игра «Словотворчество» (Дж. Родари). Предлагаем детям придумать новые слова с помощью добавления к ним префикса (микро, анти, мини, макро). Затем эти новые слова нужно объяснить с помощь нескольких знакомых слов. Например: «микрогиппопотам» - выращивается дома, в аквариуме Упражнение «Способы применения предмета». Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Игра «Дорисуй» Ребенку предлагают дорисовать произвольные линии. Упражнение «придумай предложение», «придумай рассказ, сказку». Ребенку даются 3-4 разных слова. Он должен придумать предложение (или рассказ/сказку), в котором используются все эти слова
Ребенок к началу школьного обучения должен четко ориентироваться в пространстве: знать левое - правое, низ-верх, под - над, внутри – вне (снаружи), вперед - назад, нижний левый угол – верхний правый угол – нижний правый угол – верхний левый угол, около и т.п. Упражнения и занятия, способствующие закреплению пространственного восприятия: - Использовать в разговоре с ребенком пространственные отношения - Рисование узоров по клеточкам под диктовку взрослого - Игры с мозаикой (построение симметричных узоров) - Игра «Ищем клад» (по запискам или по плану) - Игра «Зеркало» (ребенок – зеркало, взрослый – смотрит в зеркало и выполняет все движения ребенка в зеркальном отображении и наоборот)
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми семьей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ!