3. Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Технология учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в каждом образовательном учреждении определяется реализуемой образовательным учреждением основной образовательной программой начального общего образования.
Необходимо учитывать, что все разделы и структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования предусматривают возможности включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в их содержание в части, формируемой участниками образовательного процесса в объёме 20% от общего объёма основной образовательной программы начального общего образования
Использовать Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др.] ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, – 164 с.
Рекомендации по проектированию Целевого раздела Основной образовательной программы начального общего образования. В подразделе 1.2. «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» обязательно в соответствии с целью конкретизируется с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей перечень личностных и метапредметных результатов
В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» эти особенности также учитываются при разработке контрольно- измерительных материалов на материале, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающих динамику достижения обучающимися планируемых результатов
Содержание, обеспечивающее достижение данных планируемых результатов, должно быть отражено в Содержательном разделе основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в подразделе 2.2. «Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», данный подход отражается в задачах, направлениях деятельности, содержании, видах деятельности и формах занятий с обучающимися на региональном материале.
При разработке Программ учебных предметов, необходимо отразить национальные, региональные и этнокультурные особенности в следующих разделах: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, курса; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Следовательно, присутствует необходимость на учебных занятиях содержательного наполнения учебных предметов, курсов с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей через разделы Программ учебных предметов, курсов, но отсутствует их учёт через классные журналы образовательного учреждения Требований к количественной составляющей учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей для каждого учебного предмета, курса не существует.
Возможно с целью учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей организовывать проектную деятельность по следующей тематике: Герои сказок народов Южного Урала. Родина. Отечество. Отчизна. Наше прошлое, наша история. Родной язык – мудрости родник. Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе).
Образовательное учреждение может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся. Духовно-нравственное направление: Родина. Отечество. Отчизна; Наше прошлое, Спортивно-оздоровительное направление: Олимпийские чемпионы Южного Урала; Национальные виды спорта коренных народов Южного Урала;
Общеинтеллектуальное направление: Родная природа (флора и фауна родного края); География родного края; Редкие растения моего села; Озера нашего края; Общекультурное направление: Моя малая Родина; Достопримечательности Челябинска (моего поселка, села); Народные промыслы; Социальное направление: Моя семья (Мои прадедушки, «Моя бабушка, История моей семьи);Секреты каслинской шкатулки.
Список учебных пособий Бондарь, Е. Е. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». 1 класс : методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 1 класс» / Е. Е. Бондарь, С. Н. Петрушин. – Челябинск: «Край Ра», – 40 с. Григорьева, Е. В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 класс : хрестоматия / Е. В. Григорьева. – Челябинск : «Край Ра», – 80 с. Моя малая Родина. 1-4 класс : Атлас Челябинской области. (с контурными картами) / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», – 16 с. Моя малая Родина. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», – 12 с. Моя малая Родина. Окружающий мир. 1 класс : учебное пособие / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», – 80 с. (CD)