Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников Учитель гимназии 5 г.Владикавказ - Сотиева Людмила Тотрбековна
Научиться играть на флейте можно только, играя самому. Сократ.
Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид: I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Приёмы работы: в начале урока я высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д
V. Первичное закрепление минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону). Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовых задания). Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала детям предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаю задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? и другие.