Развитие национальных систем ИС в странах с переходной экономикой: Роль ВОИС Сауле Тлевлесова, Начальник отдела стран Кавказа, Центральной Азии и Восточной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Руководство по разработке стратегии в области ИС в странах с переходной экономикой. Опыт ВОИС по разработке стратегий ИС. Консультации по разработке Национальной.
Advertisements

Разработка стратегий по интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой Михал Швантнер Директор, Управление некоторых стран Европы и Азии.
Инструментарий ВОИС для стран с переходной экономикой И.А. Грибков, Руководитель программы, Управление некоторых стран Европы и Азии, ВОИС.
Последние тенденции развития международной системы интеллектуальной собственности Сауле Тлевлесова, Начальник отдела, Управление некоторых стран Европы.
Деятельность ВОИС по развитию национальных систем ИС в странах с переходной экономикой Консультации по разработке Национальной стратегии ИС Казахстана.
Отдел инновационного сотрудничества и научно-технических программ.
Выполнила: Арутюнян К.М. Д10-03И Руководитель работы: к.э.н. Суслина И.В. Место выполнения: кафедра 55 Москва – 2009г.
рассмотрен Экономическим советом СНГ 17 сентября 2010 года; СНГ 19 мая 2011 года рассмотрен и одобрен: Координационным совещанием национальных, государственных.
О долгосрочной целевой программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на годы» Заместитель министра экономики.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
Авторское право и смежные права: законы, политика и новые разработки в ВОИС Сауле Тлевлесова, Начальник отдела стран Кавказа, Центральной Азии и Восточной.
«Межрегиональный семинар экспертов по национальному бренду в странах с переходной экономикой Стамбул 26 – 27 мая 2011г.
Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Европейским Союзом и Центральной Азией в области охраны окружающей.
Об основных проблемах коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и первоочередных мерах, направленных на развитие рынка интеллектуальной.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Пешина Э.В. проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ОПЫТ УЧЕТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОСТИ.
В поисках совершенства : использование методов оценки деятельности в работе научных организаций Творогова С.В. (стар. науч. сотрудник ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ ) Яхнина.
Качество патентов Региональный семинар по вопросам, рассматриваемым Постоянным комитетом по патентному праву (ПКП) Бишкек 12 апреля 2011 г. Томоко Миямото.
Транксрипт:

Развитие национальных систем ИС в странах с переходной экономикой: Роль ВОИС Сауле Тлевлесова, Начальник отдела стран Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы, Департамент стран с переходной и развитой экономикой, ВОИС

статус: Международная межправительственная организация государства-члены: 186 наблюдатели: сотрудники: 1242 из 110 стран договоры: 24+Пекин и Марракеш содействие защите прав интеллектуальной собственности по всему миру и распространение преимуществ международной системы ИС для всех государств-членов Миссия ВОИС: Основные факты о ВОИС

Основные источники дохода ВОИС Бюджет на годы: CHF 673 млн Рост на 3,8%

Разработка стратегий ИС Подготовительные действия Ресурсы Идентификация непосредственных исполнителей и ответственных лиц (рабочая группа) Идентификация основных заинтересованных групп (промышленность и творческие области, бизнес, включая МСП, организации, представляющие правообладателей, исследовательские институты и университеты, финансовые учреждения) и ключевых министерств Определение контактных лиц Партнеры и, при необходимости, международные эксперты Определение взаимодействия и отчетности (Совет проекта) Политическая и институциональная поддержка

Риски Отсутствие поддержки сверху; Сверхамбициозные цели и нереальные сроки; Отсутствие сконцентрированных ресурсов, помогающих направлять процесс; Отсутствие рабочей группы, возможно, возглавляемой руководителем ведомства ИС; Если существуют какие-либо озабоченности в отношении политики страны в области ИС, например в случае включения страны в список наблюдения US 301, или каких-либо проблем с ВТО, эти вопросы необходимо решать в рамках стратегии; Важно, чтобы стратегия полностью основывалась на реалистичной оценке возможностей завершить программу в приемлемые сроки.

Стратегия ИС Важно: Помимо усиления и повышения эффективности охраны прав ИС Фокус на использовании создаваемых объектов ИС Создание условий и мотивации взаимодействия между создателями ИС и различными секторами экономики Создание условий и мотивации для инновационной деятельности и активного использования ИС малыми и средними предприятиями (МСП) –МСП как основные актеры инновационного развития –Учет важности неформальных мер охраны результатов инновационной и творческой деятельности в МСП (коммерческая тайна, договорные инструменты, новые бизнес модели, и др.) Примеры: Япония, Финляндия, Китай, текущий подход ЕС Связь и долгосрочная координация с национальной стратегией экономического развития

Стратегия ИС – кто участвует? Практика различается от страны к стране: Например: Австралия: Правительственный Совет по науке и технологиям, подотчетный Премьер-министру при консультативной поддержке Верховного секретаря по науке Дания: Национальное Агентство по науке и технологиям Важная роль национального офиса ИС, ведомства по науке и технологиям В большинстве случаев, правительства создают специальный Совет или Комиссию для управления стратегией Как правило, среди участвующих в работе есит представители ведомств торговли, промышленности и предпринимательства, исследований, науки и технологий, образования, иностранных дел, развития человеческих ресурсов, культуры

Обзор ситуации в странах с переходной экономикой Армения Стратегия охраны ИС Азербайджан Национальная стратегия по авторскому праву Беларусь Национальная стратегия ИС Казахстан Стратегия индустриально- инновационного развития 2003 – 2015 Кыргызстан Национальная стратегия развития ИС и инноваций 2012 – 2016 Российская Федерация Стратегия инновационного развития До 2020 Таджикистан Проект стратегии по ИС Туркменистан Проект стратегии по ИС

Договор о патентной кооперации 148 Договаривающихся государств (последние писоединившиеся Саудовская Аравия и Иран) + 4 региональные патентные организации 10 языков публикации 118 Получающих ведомств 18 Международных поисковых органов и ОМПЭ (Украина в 2013 г.) 124 указанных / выбранных ведомства За год: - более международных заявок подаётся - более раз заявки РСТ переводятся на национальные фазу заявителей подают заявки РСТ стран, в которых подаются заявки РСТ - 25 языков, на которых подаются заявки РСТ

Разнообразие форм международного сотрудничества в области патентов Под эгидой ВОИС: в рамках Договора РСТ: рабочие группы, MIA... в рамках Договора о патентном праве (PLT) Постоянный комитет по патентному праву, другие комитеты Региональные патентные конвенции (ЕАПО, ЕПО, АРИПО, ОАПИ) Многостороннее сотрудничество государств Трехстороннее сотрудничество ведомств США, Японии и ЕПВ IP5 объединяет ведомства США, Японии, Китая, Южной Кореи и ЕПВ Ванкуверская группа и пр. Двустороннее сотрудничество патентных ведомств

Общие замечания к системе PCT Договор о патентной кооперации, подписанный в июне 1970 года в Вашингтоне, вступил в силу в июне 1978 года Система PCT является системой подачи заявок на патент, а не системой выдачи патентов. Никаких патентов PCT не существует Система PCT предусматривает международную фазу, включающую: – подачу международной заявки – международный поиск и составление письменного сообщения МПО – международную публикацию – международную предварительную экспертизу национальную/региональную фазу в указанных ведомствах Решение о выдаче патентов принимается исключительно национальными или региональными ведомствами на национальной фазе

Статистика подачи международных заявок В 2013 подано заявок (новый рекорд) Рост по сравнению с 2012 составил 5,1% Ведущие заявители в 2013 г. – «Panasonic», «ZTE Сorporation» и «Huawei» (Япония и Китай)

Международные заявки 2013 г. стал для Соединенных Штатов Америки и Китая рекордным с точки зрения темпов патентования с использованием систем ВОИС: впервые в истории за один год было подано более 200 тыс. международных патентных заявок. В 2013 г. в рамках Договора ВОИС о патентной кооперации (PCT) было подано заявок, что на 5,1% больше, чем в 2012 г. Для Соединенных Штатов Америки (США) эта цифра свидетельствует о двузначном увеличении числа заявок PCT; на долю США и Китая пришлось 56% и 29% от общего прироста заявок PCT, соответственно. США, подав в 2013 г заявок, побили свой прежний рекорд, составивший заявок, который был зафиксирован до глобального финансового кризиса в 2007 г. Китай обошел Германию и стал третьим крупнейшим пользователем системы PCT вслед за Японией.

Количество международных заявок по странам происхождения, полученных в 2012 Уменьшение/увеличение количества поданных заявок в некоторых странах (2012/2011): CN: + 13,6 % JP: + 12,3 % US: + 4,4 % KR: + 13,4 % DE: 0 % Заявители пяти ведущих ведомств подали в % заявок РСТ

Мадридская система международной регистрации знаков Новая версия менеджера товаров и услуг, теперь доступна на 10 языках. (Английский, французский, испанский, арабский, голландский, немецкий, иврит, итальянский, португальский и русский) Три веб-инструмента для обслуживания клиентов: 1) The Madrid portfolio manager - позволяет пользователям распоряжаться своим портфолио регистраций онлайн. 2) The Madrid real time status – позволяет пользователям просматривать текущее состояние своих заявок и регистраций. 3) The Madrid electronic alerts – предоставляет заинтересованным лицам информацию о регистрациях в указанных областях.

Мадридская система – статистика (продолжение) 92 государства члена В 2013 г. число международных заявок на товарные знаки, поданных в рамках Мадридской системы, выросло на 6,4% по сравнению с 2012 г. и составило заявок, что является самым высоким показателем за всю историю. На долю США приходится 21,8% общих темпов роста. Германия с заявками остается лидером по числу поданных международных заявок в рамках Мадридской системы, опережая США (6 043) и Францию (4 239). Швейцарская фармацевтическая компания «Novartis» возглавляет список ведущих заявителей, имея в своем активе 228 заявок за 2013 г. Мадридской системы Первая десятка ведущих стран по подаче заявок в рамках Мадридской системы выглядит так же, как в 2012 г. Самые высокие темпы роста по числу поданных в 2013 г. заявок стран первой десятки продемонстрировали Австралия (+20,9%), Нидерланды (+14,9%) и США (+11,3%); единственной страной, число заявок которой снизилось по сравнению с 2012 г., стала Япония. За пределами первой десятки активными пользователями Мадридской системы также являются Турция (1 213) и Российская Федерация (1 126).

Статистика по Кыргызской Республике

Типовое положение о политике в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских учреждений Решение о разработке принято по итогам Mежрегиональных консультаций по управлению Aкадемической ИС и инновациями на ранней стадии жизненного цикла в странах с переходной экономикой, Будапешт, 27 октября 2010 года Ожидается, что результаты применения положения политики в области интеллектуальной собственности для университетов и исследовательских институтов в странах с переходной экономикой будут способствовать и стимулировать вузы к разработке своей политики в данной области.

Настоящее Положение преследует цели: Поощрения, стимулирования и поддержки научных исследований и разработок; Обеспечения правовой определенности в сфере научно-исследовательской деятельности и правоотношений с третьими лицами в связи с использованием технологий; Введения в действие применяемых Институтом процедур выявления, установления режима права собственности, охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности;

Цели – продолжение Обеспечения своевременной и эффективной охраны интеллектуальной собственности и управления ею; Создания благоприятных условий для регистрации, мониторинга и ведения портфеля объектов интеллектуальной собственности Института; Обеспечения справедливого и честного распределения экономических выгод от коммерциализации интеллектуальной собственности с учетом вкладов Изобретателей и Института, а также вкладов любых других заинтересованных лиц; Укрепления репутации Института как научно-исследовательского учреждения и члена общества, а равно репутации Исследователей путем применения результатов исследований в масштабах и на благо общества.

Необходимость политики в области ИС в научно-исследовательских учреждений – Для защиты интересов университета при управлении совместными научно-исследовательскими проектами и передаче инноваций – Значительные выгоды могут быть получены через научно- исследовательскую деятельность – Есть несколько заинтересованных сторон в научно-исследовательском процессе. Каждый из них способствует созданию или использованию ИС. К ним относятся: – университеты – исследователи / изобретатели – студенты – внешниe спонсоры – промышленные партнеры – посреднических организаций (ОПТ) – организацие использующие IP университета (лицензии) – инвесторы – другие

Вопросы подлежащие рассмотрению в рамках политики Сфера действия Положения Правовые аспекты статуса исследователей Поддержка со стороны внешних спонсоров, сотрудничество с третьими лицами в рамках научно-исследовательской деятельности Право собственности на Интеллектуальную собственность Распределение доходов Конфликт интересов и конфиденциальность

Распределение прибыли – опыт различных университетов RevenueIndividual(s)Department(s)University £0 gross - £15K*70%15% £15K net - £75K net50%25% Greater than £75K net1/3 rd Revenue*Individual(s)University Up to £5K100%Nil £5K - £50K75%25% £50K - £100K50% Over £100K25%75%

Бристольский университет – прод. Распределение прибыли До 4,000 фунтов – 100% студенту/изобретателю До 15 тыс фунтов – 70% студент; 15% департамент и 25% Университет. От 15 до 75 тыс. - 50% студент; 25% департамент и 25% Университет. Более 75 тыс. - 1/3 каждому

Гарвардский университет Центр по развитию технологий Политика в области ИС: Регламент, Руководства и Формы Распределение роялти Административные расходы 15% Изобретатель 35% Расходы на проведение исследования 15% Доля департамента 15% Доля университета 20% Доля Руководителя 15%

Вашингтонский университет Утвержденный регламент ИС Специальный комитет, осуществляющий контроль за вопросами передачи технологий Соответствующие инструкции и формы Руководства по работе Распределение прибыли 25% Департамент 35% изобретатель 40% университет

Спасибо за внимание!