В ЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ ВЗБ3ЮР ГП -21 Г ЕРАСИМОВ И ГОРЬ В ИКТОРОВИЧ История создания и цели ООН. Главные органы ООН, их общая характеристика.
О РГАНИЗАЦИЯ О БЪЕДИНЕННЫХ Н АЦИЙ Организация Объединенных Наций - это универсальная международная организация, созданная в момент завершения второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций, существовавшей в период между двумя мировыми войнами, были отброшены те антидемократические черты, которые характеризовали структуру и деятельность Лиги Наций.
О РГАНИЗАЦИЯ О БЪЕДИНЕННЫХ Н АЦИЙ Инициаторами Организации Объединенных Наций явились Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Великобритания, причем особое значение имели усилия советской дипломатии. По словам С. Б. Крылова, участника всех подготовительных совещаний по выработке Устава ООН, «местом рождения Организации Объединенных Наций явилась Москва», так как именно здесь, на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, в октябре 1943 г. была принята Декларация по вопросу о всеобщей безопасности, предусматривавшая тесное сотрудничество Объединенных Наций как в ведении войны против фашизма, так и в обеспечении послевоенной безопасности. Декларация содержала тезис о необходимости учреждения всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств. Существенное значение в процессе создания ООН имели решения Тегеранской (ноябрь- декабрь 1943 г.) и Крымской (февраль 1945 г.) конференций глав правительств СССР, США и Великобритании.
И СТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ЦЕЛИ ООН Окончание Второй мировой войны, становление послевоенного устройства, создание системы ООН существенно изменили картину мира. Переломный исторический момент стал рубежным и для международного права, изменившего свою природу, сферу действия, круг и виды субъектов, иные важнейшие характеристики. Устав ООН зафиксировал принципиальные основы современного международного права, став его центральным и конституирующим документом: все отрасли и институты базируются на целях и принципах Устава, развиваются на его основе. Непреходящую ценность Устава подтвердили государства - члены ООН, выразив в Декларации тысячелетия свою приверженность его целям и принципам, "которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер"
И СТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ЦЕЛИ ООН Международные отношения регулируются в основном политическими либо правовыми средствами. Политическое регулирование является основополагающим, причем в отдельных сферах занимало и занимает даже ведущее место. Отношения друг с другом строят сами государства. И хотя в конечном итоге выстраивается общий вектор развития в соответствии с объективными законами, он складывается из разно действующих усилий государств. Каждое на основе своей политики и интересов определяет отношение к международному сообществу и действующим в нем правилам. При прочих равных условиях эффективность международного права выше, если оно отвечает политической воле государств и доверия между ними. Безусловно, несмотря на формально-юридическое равенство всех, "удельный вес" политической воли разных государств, ее влияния на функционирование международного права различен.
О РГАНИЗАЦИЯ О БЪЕДИНЕННЫХ Н АЦИЙ В современных условиях особенно важно принятие оперативных и результативных мер со стороны международных органов от имени сообщества в целом для пресечения угрозы международному миру или применения оружия массового уничтожения, массовых нарушений прав человека, для наказания за тяжкие преступления, а также и от имени государств конкретного региона - для защиты индивидуальных прав или разрешения межгосударственных споров. В общих интересах - признание государствами компетенции или обязательной юрисдикции подобных органов.
О РГАНИЗАЦИЯ О БЪЕДИНЕННЫХ Н АЦИЙ На завершающем этапе перестройки отмечены два случая "доброй воли ": в 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии оговорок о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН по спорам о толковании и применении шести конвенций о правах человека, в 1991 г. - три Постановления Верховного Совета СССР о признании компетенции Комитета по правам человека, Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета против пыток принимать и рассматривать индивидуальные жалобы на нарушения прав по соответствующим международным договорам.
Г ЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА А) Генеральная Ассамблея ООН Генеральная Ассамблея является самым представительным органом Организации. Она состоит их всех членов Организации. Из содержания главы IV Устава ООН можно заключить, что Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации. Согласно ст. 15 Устава она получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности. Эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.
Г ЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Генеральная Ассамблея организует также исследования и делает рекомендации в целях: а) содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации; б) содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Г ЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Делегация государства - члена ООН на сессии Генеральной Ассамблеи состоит не более чем из пяти представителей и пяти заместителей и из необходимого делегации числа советников, технических советников, экспертов и лиц, занимающих подобное положение.
Г ЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В ст. 13 Устава ООН говорится о том, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации, а также содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и т. д. В этой статье Устава ООН указывается, в каких случаях Генеральной Ассамблеей еще делаются рекомендации.
Г ЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Таким образом, согласно п. 2 ст. 18 Устава решения Генеральной Ассамблеи по вопросам поддержания мира и безопасности именуются рекомендациями, а решения по вопросам приема новых членов и другим вопросам в соответствии с п. 2 ст. 4 называются постановлениями.
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки -- 5 членов, Восточной Европы – 1, Латинской Америки и Карибского моря -- 2, Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии -- 2 члена.
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных - до Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные доклады. Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользоваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме.
Ф УНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ С ОВЕТА Б ЕЗОПАСНОСТИ СВОДЯТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ : а. поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН; б. расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения; в. делать рекомендации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения; г. вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять;
Ф УНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ С ОВЕТА Б ЕЗОПАСНОСТИ СВОДЯТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ : д. призывать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии: е. предпринимать военные действия против агрессора; ж. делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда;
Ф УНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ С ОВЕТА Б ЕЗОПАСНОСТИ СВОДЯТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ : з. осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке; и. делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда; к. представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.
Р ОЛЬ ООН, И В ЧАСТНОСТИ С ОВЕТА Б ЕЗОПАСНОСТИ, В ПОДДЕРЖАНИИ МИРА И ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВОДИТСЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ЧЕТЫРЕХ МЕРОПРИЯТИЙ. 1. Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи A/Res/47/120 А от 18 декабря 1992 г. превентивная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осуществлении которых следует надлежащим образом сочетать консультации с государствами-членами, тактичность, конфиденциальность, объективность и транспарентность.
Р ОЛЬ ООН, И В ЧАСТНОСТИ С ОВЕТА Б ЕЗОПАСНОСТИ, В ПОДДЕРЖАНИИ МИРА И ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВОДИТСЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ЧЕТЫРЕХ МЕРОПРИЯТИЙ. 2. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН.
Р ОЛЬ ООН, И В ЧАСТНОСТИ С ОВЕТА Б ЕЗОПАСНОСТИ, В ПОДДЕРЖАНИИ МИРА И ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВОДИТСЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ЧЕТЫРЕХ МЕРОПРИЯТИЙ. 3. Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.
Р ОЛЬ ООН, И В ЧАСТНОСТИ С ОВЕТА Б ЕЗОПАСНОСТИ, В ПОДДЕРЖАНИИ МИРА И ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВОДИТСЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ЧЕТЫРЕХ МЕРОПРИЯТИЙ. 4. Миростроительство в постконфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации. По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава.
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену организации, если против него Советом Безопасности были предприняты действия превентивного или принудительного характера. Государство - член ООН, систематически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН Специальные сессии Совета проводятся: а) по решению Совета; б) по требованию или с согласия большинства членов Совета; в) по требованию Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Сессии проводятся в Центральных учреждениях ООН. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения ЭКОСОС принимаются большинством голосов членов Совета, участвующих в голосовании. Г) Совет по опеке. Международный суд. Секретариат
С ОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН ООН под своим руководством создала международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Эти территории именуются территориями под опекой. Соглашение об опеке в каждом случае должно включать условия, на которых будет управляться территория под опекой, а также определять власть, которая будет осуществлять управление территорией под опекой. Такая власть называется управляющей властью и может представлять собой одно или более государств или ООН как таковую.
С ОВЕТ ПО ОПЕКЕ Совет по опеке, являясь одним из главных органов ООН, действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и оказывает ей помощь в выполнении функций ООН относительно международной системы опеки. Совет по опеке рассматривает отчеты, представляемые управляющей властью. Он принимает петиции и рассматривает их по существу. Совет устраивает периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки. Устав ООН обязывает Совет предпринять любые действия в соответствии с соглашениями об опеке. В Совет по опеке входят пять постоянных членов Совета Безопасности - Российская Федерация, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия и США.
С ОВЕТ ПО ОПЕКЕ Цели системы опеки были осуществлены в такой степени, что все подопечные территории достигли самоуправления и независимости -- в качестве отдельных государств или присоединившись к соседним независимым государствам. В ноябре 1994 г. Совет Безопасности принял решение о прекращении Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначальных 11 подопечных территорий - подопечной территории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой Соединенными Штатами. Отныне Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!