Международное гуманитарное право – совокупность международно – правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны. Международное право вооруженных конфликтов кодифицировано в Гаагских конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г., резолюциях генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Зал генеральной Ассамблеи
Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними.( дипломатических, торговых и др.) В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны.
С принятием устава ООН в 1945 г. угроза силой или ее применение были запрещены за исключением случаев : Индивидуальной или коллективной самообороны. Применения по решению Совета Безопасности ООН. Нормы международного права должны применяться и при военных действиях, фактически начатых без объявления войны.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии : вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация ( даже временная ); Бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства ; Блокада портов или берегов другого государства ;
нападение на вооруженные силы другого государства ; применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения ; Предоставление государством своей территории для осуществление агрессии третьим государством в отношении другого государства ;
При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования.
Нейтралитет – правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт. Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г. Арка нейтралитета в Ашхабаде
Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государств. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.
Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии ( ), Люксембургу ( ), в настоящее время постоянно - нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария.
Данное положение ни коей мере не лишает государство суверенитета. В случае возникновения военного конфликта постоянно - нейтральное государства не должны допускать использование своей территории, водного и воздушного пространства, для целей военного принуждения одного государства другим.
В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами ( сражающимися ) и нонкомбатантами ( несражающимися ). Личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами. Комбатанты нонкомбатанты
Военные журналисты, военно - медицинский состав и военные юристы считаются нонкомбатантами, несмотря на то что входят в состав вооружённых сил. Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного. Военные корреспонденты и другие лица, исполняющие служебные обязанности, могут не являться комбатантами, но могут иметь право на статус военнопленного. При этом право применять оружие закреплено только между комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту.
Наемники – лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами не одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющимися лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного. В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию.
Следует п роводить р азличие м ежду н аёмниками и добровольцами : п оследние у частвуют в конфликте п о и дейным с оображениям и являются к омбатантами.
Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией ( принята 1929 г., пересмотрена в 1949 г.) Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также нонкомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведение военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений ( но не за участие в боевых действиях ) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.
Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г. Гражданские объекты
В соответствии с этими документами запрещается : 1. Делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов ; 2. Наносить неизбирательные удары ( не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара ), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами ;
3. Использовать голод среди мирного населения как средство войны ; 4. Наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения ; 5. Наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом ( к таким относятся плотины, дамбы, АЭС ), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения ( за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку ).