Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ дошкольное образование РЕБЕНОК: 1. Активно и с удовольствием выполняет различные доступные упражнения; проявляет интерес к подвижным играм. 2. Движения приобретают произвольный характер. 3. Имеет представление о гигиене, своем теле и своих физических возможностях. 4. Не до конца развиты координация и произвольные движения. начальное образование РЕБЕНОК: 1. Выполняет различные двигательные упражнения. 2. Не всегда может поддерживать темп движения, дозировать мышечные движения. 3. Знает и выполняет правила гигиены, ухода за телом, охраны своей жизни и приемы закаливания. 4. Удерживает равновесие. 5. Может проводить утреннюю гимнастику, организовывать двигательный режим во время приготовления уроков, прогулок.
дошкольное образование воспитатель: 1. Создает возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях. 2. Создает возможности для двигательной активности детей. 3. Способствует становлению у детей ценностей здорового образа жизни; помогает осознать пользу рационального питания. 4. Развивает интерес к различным видам спорта. начальное образование учитель: 1. Формирует осознанное отношение к физической культуре. 2. Помогает осознать необходимость двигательной активности, систематических физических упражнений; предупреждает уменьшение двигательной активности, проявление гиподинамии.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать стимулировать у детей желание жить быть здоровыми учить их ощущать радость от каждого прожитого дня показывать им, что жизнь - это прекрасно вызывать у них позитивную самооценку
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесбе регающей технологии является соблюдение следующих принципов:
Принципы учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся; использование здоровьесберегающих действий
Здоровьесберегающие действия: оптимальная плотность урока чередование видов учебной деятельности
Оздоровительные моменты на уроке
Преемственность образовательного пространства целевая содержательная технологическаяпсихологическая управленческая Согласование целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития ребенка Обеспечение «сквозных» линий в содержании повторений, пропедевтики, разработка единых курсов изучения отдельных программ Преемствен- ность средств, форм, приемов и методов воспитания и обучения Учет возрастных особен- ностей, снятие психологи- ческих трудностей, адаптация переходных периодов Наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.
Здоровьесохранная деятельность Цель: сохранение и укрепление здоровья детей формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи Организация психолого-педагогических мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитанников, школьников и педагогов Смягчение адаптационных периодов Улучшение санитарно-гигиенического состояния школы Активизация жизнедеятельности детей средствами физической подготовки Профилактика заболеваний Сотрудничество со специалистами здравоохранения Просветительская и внеурочная работа
Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Физкультурные минутки Дыхательная гимнастика Точечный массаж Релаксация Бассейн
Пальчиковая гимнастика. « Рука является вышедшим наружу мозгом» И.Кант Задачи: -стимуляция развития речи -профилактика нарушений зрения -расширение пространственной активности глаз
Здоровье человека зависит: На 50%-от образа жизни На 25%-от состояния окружающей среды На 15%-от наследственной программы На 10%- от возможностей медицины
Пальчиковые игры могут помочь: Подготовить руку к письму; Развить внимание, терпение; Стимулировать фантазию; Активизировать работу мозга; Научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика помогает: Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость Тренировать вестибулярный аппарат Развить зрительную координацию Укреплять глазные мышцы Развить зоркость и внимательность Улучшить зрение
Зрительная гимнастика Цели: Профилактика возникновения и развития близорукости. Расширение пространственной активности глаз в ходе занятий % детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из фактором возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.
Точечный массаж помогает: Проводить профилактику простудных заболеваний Учить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения Обучить навыкам проведения точечного массажа
Физкультурные минутки помогают: Снять усталость, напряжение Ослабить утомление на уроке Проводить профилактику нарушения осанки Поддержать работоспособность, активное внимание
Релаксация на уроках Помогает снять стресс; Расслабить мышцы; Снять усталость; Восстановить работоспособность
Дыхательная гимнастика Укрепляет дыхательную мускулатуру Уменьшает заболевания дыхательной системы Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает нервно-психическое состояние
Экологическое пространство Проветривание помещений Наличие живого уголка Озеленение кабинета Освещение кабинета
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» Гиппократ
Работа по здоровьесбережению младших школьников ведётся не только в учебной деятельности, но имеет своё обусловленное продолжение во внеклассных и общешкольных мероприятиях. Каждый год в нашей школе проводится массовое мероприятие при активном участии родителей – «Масленица».
Заключение «Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее»
Интернет-ресурсы: